В России в теневом секторе занято до 8 млн человек, и эта цифра может увеличиваться на фоне дефицита кадров, роста подработок и изменений налоговой системы. Несмотря на ужесточение контроля, проблема нелегальной занятости остается масштабной, сообщают «Известия» со ссылкой на данные Роструда и оценки экспертов.
По информации Роструда, в 2025 году из тени удалось вывести 976 тыс. работников. Это на 20% больше, чем годом ранее. Однако, по словам экспертов, официальная статистика не отражает реального масштаба «серого» рынка. В негативном сценарии число неоформленных сотрудников может достигать 8−9 млн человек. Кроме того, часть работников получает зарплату «в конверте», оставаясь формально трудоустроенными.
Власти усиливают борьбу с нелегальной занятостью: во всех регионах действуют межведомственные комиссии, расширяется риск-ориентированный контроль, используются инструменты анализа больших данных и формируются реестры недобросовестных работодателей. Дополнительным стимулом для легализации становится кадровый голод — компании все чаще делают ставку на «белое» оформление как элемент удержания персонала и снижения регуляторных рисков.
Для части граждан неофициальная занятость остается привлекательной из-за более высокого дохода «на руки» и гибкости условий труда. Эксперты отмечают, что рост подработок также подпитывает серый сектор. Однако эксперты предупреждают, что «серые» схемы повышают уязвимость работников, лишая их социальных гарантий, страховых выплат и полноценного пенсионного стажа.
Для экономики теневая занятость означает недобор налогов и взносов, искажение конкуренции и сложности в планировании социальных расходов. Также теневой сектор ведет к прямым потерям бюджета. Эксперты сходятся во мнении, что для дальнейшего «обеления» рынка труда необходимы не только контрольные меры, но и экономические стимулы, делающие легальную занятость выгодной для бизнеса и работников.
Ранее сообщалось, что работодатель имеет право не оплачивать неотработанное сотрудником время, если человек его тратил на перекуры, чаепитие, другие перерывы или вовсе опаздывал.
