За два года доля подрядчиков, работающих по предоплате, увеличилась до 21%. Доля тех, кто готов работать на основе гибридной модели (оплачивается только часть суммы до начала работ) составляет 14%. Среди заказчиков такие формы оплаты стали чаще использовать 42% опрошенных. Таковы данные исследования сервиса «Мое дело», которое есть в распоряжении Sostav.
Исполнители назвали главными разрушителями доверия обещания без результата (52%), неуважение и хамство в коммуникации (44%), изменение условий работы после старта (39%). Заказчики чаще отмечали срыв сроков (42%), низкую квалификацию сотрудников исполнителя (28%) и его отказ признавать ошибки (23%).
47% заказчиков и 50% подрядчиков после одного неудачного опыта разрывают отношения и прекращают работу. 28% заказчиков и 23% исполнителей готовы дать второй шанс при условии более жестких условий в договоре. Так, бизнес начинает сильнее контролировать партнера (12%), изменяет условия предоплаты и постоплаты (7%), увеличивает оплату или объем работ в свою пользу (5%).
Для снижения финансовых рисков заказчики стремятся работать по постоплате, а подрядчики — по предоплате. Однако многие предприниматели готовы идти навстречу партнеру и использовать удобную для него схему оплаты. Главные условия для этого — долгосрочные отношения с партнером (так ответили 58% заказчиков и 52% подрядчиков) и личное доверие (44 и 40% соответственно). Четверть подрядчиков готовы согласиться на постоплату, если без этого условия не будет контракта. Среди заказчиков таких 19%.
Около 12% компаний придерживаются жесткой позиции и никогда не идут на уступки: по их мнению, правила должны быть одинаковыми для всех.
При формировании индекса доверия большинство компаний опираются на прозрачность условий договора и коммуникации (этот фактор отметили 65% заказчиков и 70% подрядчиков). Половина организаций при выборе партнера оценивают количество успешных сделок и финансовую устойчивость (около 50% заказчиков и столько же подрядчиков). Повысить индекс доверия могут рекомендации клиентов, репутация руководителя, скорость реакции со стороны партнера и выполнение им обещаний.
Главные маркеры того, что партнеру можно доверять: предыдущий успешный опыт сотрудничества (23%), прозрачная коммуникация и честные договоренности (21%). Заказчики, выбирая исполнителя или поставщика, также обращают внимание на его репутацию в отрасли (19% против 14% у подрядчиков). Для исполнителей важнее гарантии и понятные условия сотрудничества (23% против 19% у заказчиков) и личное знакомство (12% против 9%).
Большинство предпринимателей доверяют только тем партнерам, с которыми работают долгие годы (об этом рассказали 70% заказчиков и 67% подрядчиков). Треть компаний согласится работать без гарантий с партнером, который давно на рынке, а каждая шестая — с крупным бизнесом.
Подрядчики больше склонны к риску: практически каждый пятый согласен сотрудничать без гарантий, если сумма контракта небольшая. Среди заказчиков таких 16%. Однако 12% считают, что работать без гарантий нельзя ни с кем: надежность партнера должна подтверждаться конкретными обязательствами.
