ООО «ФИТ», разработавшее сервис бесконтактной оплаты PayQR, обратилось в Суд по интеллектуальным правам с иском к ПАО «Сбербанк России» о признании нарушения исключительных прав на знаки обслуживания и взыскании компенсации более 2,89 млрд руб.
«ФИТ» требовал признания нарушения исключительных прав на знаки обслуживания и настойчиво добивался назначения экспертизы для оценки рыночной стоимости права использования наименования «Плати QR», «Сбербанк Плати QR», «sberpay/qr» и других обозначений, используемых банком. Компания представила заключения экспертов, подтверждающих обоснованность компенсации и правомерность их требований.
Однако «Сбербанк» отрицал сходство своих обозначений с зарегистрированными знаками истца, указывая на несоответствия в исковых требованиях и в вопросах экспертизы.
Дело рассматривал Арбитражный суд Москвы, который отказал в удовлетворении иска, сославшись на отсутствие доказательств нарушения прав, и в назначении экспертизы. Однако Апелляционный суд удовлетворил ходатайство истца о проведении экспертизы для определения рыночной стоимости права использования спорных знаков, приостановив производство по делу. Это решение было обжаловано банком в Суде по интеллектуальным правам.
Суд по интеллектуальным правам отменил определение апелляционного суда о назначении экспертизы и приостановлении производства, указав на нарушение порядка назначения экспертизы и несоответствие вопросов экспертизы предмету иска. Также суд отметил ошибки в описательной части апелляционного определения. Дело направлено обратно в апелляционный суд для решения вопроса о возобновлении производства.
ООО «ФИТ» обязано возместить ПАО «Сбербанк России» 50 тыс. руб., уплаченных за государственную пошлину по кассационной жалобе.
«ФИТ» разработал сервис бесконтактной оплаты товаров и услуг с помощью мобильного телефона еще в 2014 году. В 2016 году компания зарегистрировала знаки обслуживания в Роспатенте. В 2016 году Сбербанк вел с ФИТ переговоры о совместном развитии рынка бесконтактных платежей, но в итоге отказался от сотрудничества, создав собственную систему.
С 2021 года «ФИТ» направляла претензии Сбербанку об устранении нарушений. В частности, требовала убрать фразы «Плати QR» и SberPay QR в рекламе. Сначала банк соглашался с частью требований, но позднее стал игнорировать обращения. На досудебную претензию «ФИТ» от 2023 года о выплате компенсации Сбербанк не ответил, после чего компания подала иск.
