Sostav.ru

Регистрации, ликвидации и обороты бизнеса: «Точка Банк» подвел итоги года

В этом году было зарегистрировано 874 тысяч новых предпринимателей

Специалисты «Точка Банк» проанализировали поведение предпринимателей в 2025 году: регистрации, ликвидации, смену размера бизнеса и обороты. На основе этих данных исследователи подвели итоги уходящего года. Отчет есть в распоряжении Sostav.

В 2025 году было зарегистрировано 874 тыс. новых предпринимателей, 84% из которых выбрали форму ИП. Доля новичков больше всего в услугах для бизнеса, подборе персонала и управлении фондами. Интерес к B2B-услугам связан с растущей потребностью бизнеса в аутсорсинге. Компании все чаще передают непрофильные задачи внешним подрядчикам.

Из 874 тыс. новичков 69 тыс. решили свернуть бизнес. 99% ИП и 71% юрлиц закрыли свое дело по собственному желанию. Почти 3 тыс. из закрывшихся передумали и решили начать все сначала: 63% не меняли вид деятельности, остальные ушли в онлайн-торговлю (ОКВЭД 47.91, 17%), розницу (ОКВЭД 47.1, 6%) и персональные услуги (ОКВЭД 96.0, 4%). Таким образом, 808 тыс. новичков продолжают работу.

Также исследователи рассказали, что произошло с предпринимателями, начавшими бизнес до 2025 года. В этот год вошли 7,8 млн владельцев бизнеса. Из них 778 тыс. прекратили работу в течение года (68% из них — ИП). Основная причина — желание предпринимателя прекратить деятельность (89%). Закрытия юрлиц (32%) чаще всего связаны с недостоверными сведениями в реестре (44%) и исключением недействующего юридического лица (18%).

Новшеством в этом году стала ликвидация по 115-ФЗ, направленному на противодействие отмыванию доходов. До конца 2024 года ликвидаций по этому закону не было, в декабре прошлого года по этой причине были закрыты две компании, за 2025 год — 23 тыс. Ликвидации по 115-ФЗ есть и среди ИП (1%).

В крупных отраслях чаще всего закрывался бизнес в сфере почтовой связи и услуг курьеров, в средних — в подборе персонала, в небольших — лотерейный бизнес.

Из тех, кто закрылся в 2025 году, заново открыли бизнес 22 тыс. предпринимателей. Еще 207 тыс. решили вернуться после более длительного отсутствия, из них 23 тыс. снова закрылись в течение года. 62% из оставшихся поменяли ОКВЭД — большинство ушло в интернет-торговлю (14%), грузовые (5%) и пассажирские перевозки (4%). Таким образом, 7 млн предпринимателей продолжили работу.

В 2025 году общее число организаций выросло на 236 тыс. (плюс 3% к началу года). Регистраций было на 28% больше, чем ликвидаций. ИП стало больше на 304 тыс., число юрлиц уменьшилось на 68 тыс. Всего работу продолжают 8 млн предприятий (количество закрытий — 845 тыс.).

Из 8 млн предприятий, продолжающих работу, 6 млн зарегистрированы в реестре МСП (это на 2% больше, чем в 2024 году). Большую часть из них представляют микропредприятия.

За год на новый уровень перешли 50 тыс. бизнесов — 1% от предприятий из реестра МСП. Большинство из них подросли (почти 37 тыс.). Такой рост в основном обеспечили микропредприятия: 97% из тех, кто сменил категорию, перешли из микро- в малые (33 тыс.).

Размер бизнеса зависит от дохода за прошлый год и количества сотрудников. Если один из критериев вырос или уменьшился, то бизнес переходит на другой уровень. Около 80% юрлиц перешли на новый уровень в 2025 году из-за увеличения доходов.

В этом году лучше всего себя чувствовали турагентства (ОКВЭД 79.1), медицинская и стоматологическая практика (ОКВЭД 86.2). Прирост медианного месячного оборота у них один из лучших по сравнению с 2024 годом (на 23% и 25% соответственно).

В антирейтинг попали пассажирские перевозки (ОКВЭД 49.3) и торговля автотранспортом (ОКВЭД 45.1) — медианный оборот в обеих сферах упал на 28%. Пассажирские перевозки просели в первую очередь из-за такси (ОКВЭД 49.32), медианный оборот которых снизился на 37%.

Павел Яременко, продакт-менеджер «Точка Банк»:

Обороты пассажирских перевозок снижались вместе с общим рынком перевозок в России. Рост кредитной нагрузки на бизнес и накопленный в период доступных кредитов избыток транспорта сформировали избыточное предложение на рынке перевозок. В первой половине 2025 года это привело к масштабному изъятию лизинговой техники — перевозчики не справлялись с платежами.

Изъятие транспорта создает условия для восстановления баланса между спросом и предложением: на рынке становится меньше доступных машин и водителей, а востребованность перевозок плюс-минус статична. Поэтому прогноз на 2026 год выглядит оптимистично: сектор придет к более здоровой экономике.

На торговлю автотранспортом влияет падение потребительского спроса, рост цен на сервис и запчасти, снижение доступности автокредитов и повышение утилизационного сбора. Среднемесячный оборот, который отражает состояние отрасли в целом, у торговли авто тоже упал.

Среднемесячный оборот розничной торговли бытовыми изделиями (ОКВЭД 47.5) сократился на 19%, у научных исследований и технических разработок (ОКВЭД 72.1) вырос на 67%, у интернет-торговли — на 42%.

Больше 800 тыс. предпринимателей прекратили работу в 2025 году и, вероятно, перешли в наем — в чей-то бизнес.

37% работодателей увеличили штат сотрудников, 31% — сократили. 60% подняли зарплаты. Средний заработок с учетом инфляции за год вырос на 7%. При этом 19% работодателей сократили штат, но увеличили среднюю реальную зарплату. 15% увеличили штат, но сократили среднюю заработную плату.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.