Россияне стали реже ходить в кофейни: в январе—октябре 2025 года число покупок в таких заведениях снизилось на 7,3% год к году. При этом оборот сегмента вырос на 10% благодаря увеличению среднего чека до 412 руб., следует из данных «Платформы ОФД» и сети точек самообслуживания «Точка черного». На фоне снижения трафика растет популярность точек самообслуживания — число покупок за тот же период увеличилось на 9%. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Падение посещаемости наблюдается по всему рынку общепита, подтверждают операторы. В московских кафе и ресторанах количество заказов за тот же период снизилось на 5%. Основной причиной рестораторы называют падение покупательной способности и переток потребителей в более доступный сегмент быстрого питания, где трафик, напротив, вырос на 3%.
Сильнее всего изменения затронули наиболее ценочувствительную аудиторию, отмечают представители сетей. Она остается самой массовой и традиционно ориентируется на предложения в низком ценовом сегменте, где чашка кофе стоит менее 150 руб. Рынок в денежном выражении держится в основном за счет вынужденного роста цен.
Дополнительное давление на кофейни оказывает ретейл, активно развивающий собственные кофе-пойнты. В категории кофеен самообслуживания число чеков выросло на 9%, хотя оборот прибавил лишь 7% из-за умеренного роста среднего чека до 107 руб. Часть аудитории неизбежно переключается с классических заведений на более дешевые форматы.
Тем не менее кофейни сохраняют преимущества в виде атмосферы и уникальных предложений, что видно на примере «Вкусвилла»: в его кафе продажи кофе выросли на 38,5%. Чтобы компенсировать снижение трафика, игроки оптимизируют себестоимость, корректируют ассортимент и повышают эффективность программ лояльности. Эксперты ожидают, что именно покупательная способность и стремление потребителей экономить будут определять развитие рынка в ближайшие годы.
В сентябрьском исследовании сети гипермаркетов «О'кей» отмечалось, что у россиян растет интерес к премиальным сортам кофе: все больше потребителей выбирают пачки кофе с указанием страны происхождения или маркировкой specialty. За последний год продажи этой категории выросли на 10%.
