С сентября 2024 года российский рынок обуви потерял 289 производителей и продавцов, включая крупные фабрики. По данным на 1 сентября 2025 года, в России работали 853 юридических лица, занимающихся производством обуви, что на 13,5% меньше, чем годом ранее. Темпы регистрации новых компаний снижаются: за восемь месяцев 2025 года появилось всего 16 производителей против 58 годом ранее. За этот же период рынок покинули 120 производителей обуви — в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Такие данные приводят в «Контур. Фокусе», их публикует «Коммерсантъ».
Среди закрытых фабрик — предприятия с многолетней историей: обувные производства челябинской компании «Юничел» в Златоусте и Оренбурге, а также брянская фабрика Francesco Donni, проработавшая 25 лет. В результате объем выпуска обуви в стране за восемь месяцев текущего года снизился на 28%, отмечает ProFashion со ссылкой на Росстат.
Наибольшее число производителей обуви сосредоточено в Москве и Московской области, где за год количество бизнесов уменьшилось на 37,7% и 34,2% соответственно. По данным на 1 сентября 2025 года, в столице было зарегистрировано 132 юрлица, указавших основным видом деятельности производство обуви, а в Подмосковье — 71.
Среди других регионов-лидеров по количеству зарегистрированных производителей обуви — Санкт-Петербург (52 юрлица, минус 3,7% год к году), Ростовская область (49 юрлиц, минус 7,55%) и Дагестан (42 компании, минус 2,33%). Небольшой рост зафиксирован в Тульской и Ярославской областях. При этом медианная выручка производителей падает: с учетом инфляции она снизилась на 12% по сравнению с 2023 годом.
Сокращается и розничная торговля обувью. На 1 сентября 2025 года в России действовало 1521 предприятие, занимающееся продажей обуви, на 9,2% меньше, чем годом ранее. В крупных городах количество магазинов упало на 8−32%, а в Москве и Санкт-Петербурге — на 23%. Потребители переходят к сберегательной модели, что снижает привлекательность специализированных обувных магазинов.
Онлайн-продажи обуви растут, однако высокий процент возвратов снижает эффективность маркетплейсов: женская обувь выкупывается лишь на 72,4%, мужская — на 71,6%, детская — на 68,8%. Таковы подсчеты аналитиков Moneyplace. В то же время спрос на зарубежные бренды через сервисы вроде CDEK.Shopping увеличился на 21% за восемь месяцев 2025 года, при этом более половины заказанной обуви доставляется из Китая.
