Программы долгосрочной мотивации сотрудников (LTI) используют почти две трети крупнейших компаний в России, следует из данных SQN, которые публикует Forbes. В исследовании приняли участие 156 организаций из более чем 20 отраслей экономики.
Наибольшая популярность LTI отмечается в IT-секторе (92%), банковской сфере (87%) и аграрной промышленности (78%). В компаниях химической промышленности и транспортно-логистического сектора уровень внедрения не превышает 9%.
Если ранее LTI были инструментом преимущественно для топ-менеджеров, то сейчас почти половина программ охватывает ключевых специалистов и сотрудников среднего звена. В публичных компаниях более половины программ действуют не только для руководства, но и для рядовых сотрудников, а в отдельных IT- и ретейл-компаниях в подобных программах участвуют более 1 тыс. человек.
Эксперты отмечают смещение акцента с роста капитализации на внутреннюю эффективность. Почти половина программ строится вокруг операционных показателей, таких как EBITDA, чистая прибыль и выручка, а доля показателей, связанных с эффективностью капитала, выросла с 17% до 24%.
Выплаты по LTI все чаще осуществляются в виде акций с ограничениями (RSU), что отражает приоритет удержания сотрудников. При этом в непубличных компаниях преобладают денежные схемы, а срок программ обычно составляет три года, тогда как в проектах с выплатами в акциях он достигает четырех-пяти лет.
Юридическая структура LTI становится не менее важной, чем их финансовая модель. Эксперты прогнозируют рост гибридных схем с комбинацией акций и денежных выплат, а также дальнейшее расширение охвата сотрудников и адаптацию программ под российское законодательство и корпоративные особенности.
