Четыре года подряд бренд Samsung сохраняет лидирующие позиции в первой двадцатке ежегодного исследования «Любимые бренды россиян». Бренд Adidas потеснил бренд Sony со второй позиции на третью - такие данные содержатся в ежегодном исследовании компании Online Market Intelligence (OMI).
В 2014 году исследователи расширили рейтинг, включив в него новые товарные категории: «Мобильные приложения», «Новостные сайты», «Продукты быстрого приготовления» и «Радиостанции». В настоящее время общее количество категорий в исследовании равно 62, что практически охватывает весь спектр товаров и потребительских услуг. Несмотря на это, в первой двадцатке рейтинга по-прежнему доминируют глобальные и технологичные бренды. Из брендов «повседневной жизни» Ostin и Ecco впервые были отмечены любовью жителей крупнейших городов России (Таблица 1).
«Можно выделить несколько ключевых трендов и любопытных фактов, зафиксированных в очередной волне исследования, - рассказывает генеральный директор OMI Александр Шашкин. - Во-первых, люди любят доступные бренды, что объясняет, к примеру, почти полное отсутствие автомобильных марок в рейтинге. Может быть, любимые бренды здесь находятся за рамками досягаемости? Во-вторых, бренды из области стиля жизни понемногу теснят технику и электронику. Можно предположить, что люди уже освоили мир техники, а теперь «ищут любви» в других категориях. В-третьих, удивительная стабильность рейтинга демонстрирует интересный портрет российского потребителя, не сильно отличающийся от периода 90-х годов. Человек с телефономSamsung, в костюме Adidas и в автомашине BMW. Дома у него техника Sony и Bosch… и, конечно, Coca-Cola».
Кто еще вошел в TOP-20
На четвертую позицию взошел бренд Nike, до этого два года сохранявший шестое место в рейтинге. Бренды Nokia, Apple, Philips и Asus потеряли предыдущие позиции и заняли пятое, шестое, десятое и четырнадцатое место соответственно. С немецкой надежностью Bosh три года подряд уверенно стоит на седьмой строчке двадцати «Любимых брендов россиян». Такую же стабильность демонстрирует и бренд LG на девятом месте.
Coca-Cola – один из двух «продуктовых» брендов в списке - поднялся с одиннадцатой строчки на восьмую. Он также возглавляет товарную категорию «Сладкие газированные напитки». Бренд Panasonic вернулся к одиннадцатой строчке TOP-20, которую занимал в 2012 году. Пропуская на двенадцатом месте Reebok, стоит отметить бренд Zara. Zara ворвалась в двадцатку любимых брендов в 2012 году, заняв тринадцатое место. Это был первый не спортивный бренд в рейтинге, предлагающий российским потребителям повседневную одежду. Пока выше двенадцатой строчке Zara не поднималась.
Второй продуктовый бренд в двадцатке лучших – это Nestle. Шестнадцатое место в 2014 году – против пятнадцатого в 2013 и восемнадцатого в 2012 году. Кроме этого, Nestle возглавил сразу две товарные категории – «Мороженое» и «Сухие завтраки». «Вернулись» три участника предыдущих лет: Nivea на 17 место (16 позиция в 2011 г.), Chanel на 15 строчку (18 место в 2010 г.), Reebok - 12 (19 строчка в 2012 г.). При этом Nivea несколько лет является неизменным лидером категории «Средства по уходу за телом» и в этом году категории «Шампуни» (Таблица 2). А бренд Chanel возглавил в текущем исследовании категорию «Парфюмерия и косметика».
Единственный автомобильный бренд, оставшийся в этой части исследования – BMW, на восемнадцатом месте TOP-20. НиToyota, занимавшая в рейтинге уверенные позиции с 2010 года, ни Mercedes, входивший в двадцатку лидеров в 2010 и 2012 году, не отмечены респондентами как любимые в этом году.
Стоит отметить ряд медийных категорий в исследовании. Например, любимым брендом среди журналов интернет-пользователи российских городов называют «Cosmopolitan», из радиостанций - Европу Плюс, а из ТВ-каналов - ТНТ. Показательна любовь соотечественников к бренду Yandex. Он возглавил сразу несколько категорий: «Новостной ресурс», «Интернет-сервис» и «Мобильное приложение» (Yandex. Пробки).
В нововведённой категории «Продукты быстрого приготовления» безоговорочным лидером стал «Ролтон».
| Позиция в рейтинге/ год | БРЕНДЫ | ||||||
| 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | |
| 1 | SAMSUNG | Samsung | Samsung | Samsung | Nokia | Samsung | Sony |
| 2 | ADIDAS | Sony | Nokia | Sony | Samsung | Sony | Samsung |
| 3 | SONY | Adidas | Sony | Nokia | Sony | Nokia | Nokia |
| 4 | NIKE | Nokia | Adidas | Adidas | Adidas | Panasonic | Panasonic |
| 5 | NOKIA | Apple | Apple | Panasonic | Panasonic | Toyota | Adidas |
| 6 | APPLE | Nike | Nike | Bosch | Philips | Adidas | Toyota |
| 7 | BOSCH | Bosh | Bosch | Philips | Bosch | Canon | BMW |
| 8 | COCA-COLA | Philips | Philips | Apple | Nike | Bosch | Mercedes |
| 9 | LG | LG | LG | Nike | Coca-Cola | Asus | LG |
| 10 | PHILIPS | Panasonic | Coca-Cola | LG | LG | Philips | Bosch |
| 11 | PANASONIC | Coca-Cola | Panasonic | Gillette | Toyota | HP | Canon |
| 12 | REEBOK | Zara | Asus | Coca-Cola | HP | Sony Ericsson | Nike |
| 13 | ZARA | Asus | Zara | Asus | Apple | Nike | Coca-Cola |
| 14 | ASUS | Toyota | Toyota | Toyota | Asus | LG | HP |
| 15 | CHANEL | Nestle | HP | Canon | Mercedes | Nissan | Sony Ericsson |
| 16 | NESTLE | Christian Dior | BMW | Nivea | L'Oreal | Coca-Cola | Philips |
| 17 | NIVEA | BMW | Acer | HP | BMW | Reebok | Asus |
| 18 | BMW | H&M | Nestle | L'Oreal | Chanel | Mercedes | Siemens |
| 19 | OSTIN | Canon | Reebok | Christian Dior | Canon | BMW | Audi |
| 20 | ECCO | HTC | Mercedes | BMW | Nestle | Honda | Toshiba |
| Категория | Бренд |
| Авиакомпании | Аэрофлот |
| Автомобили | BMW |
| Аптеки | 36,6 |
| Банки | Сбербанк |
| Бытовая техника | Samsung |
| Бытовая химия | Fairy |
| Водка | Абсолют |
| Газеты | Комсомольская правда |
| Детское питание | Агуша |
| Журналы | Cosmopolitan |
| Замороженные полуфабрикаты | Мираторг |
| Зубная паста | Colgate |
| Интернет-магазины | Озон |
| Интернет-сервисы | Yandex |
| Кафе и рестораны | McDonalds |
| Кетчупы и другие соусы | Heinz |
| Колготки и чулки | Омса |
| Компьютерная техника | Asus |
| Кондитерские изделия | Бабаевский |
| Консервированные овощи и фрукты | Бондюэль |
| Корма для кошек | Whiskas |
| Корма для собак | Pedigri |
| Кофе | Nescafe |
| Майонез | Слобода |
| Макаронные изделия | Макфа |
| Минеральная и питьевая вода | Bonaqua |
| Мобильные приложения | Яндекс пробки |
| Молочные продукты | Простоквашино |
| Мороженое | Nestle |
| Мясные и колбасные изделия | Микоян |
| Новостные сайты | Yandex |
| Обувь | Ecco |
| Одежда | Adidas |
| Парфюмерия и косметика | Chanel |
| Пиво | Балтика |
| Планшетный компьютер | Samsung |
| Подгузники | Pampers |
| Продуктовые магазины | Ашан |
| Продукты быстрого приготовления | Ролтон |
| Радиостанции | Радио Европа Плюс |
| Растительное масло | Олейна |
| Рыба и морепродукты | Русское море |
| Рыбные и мясные консервы | Главпродукт |
| Сигареты и другие табачные изделия | Winston |
| Слабоалкогольные коктейли | Jaguar |
| Сладкие газированные напитки | Coca-Cola |
| Снеки (чипсы, сухарики, орешки, семечки) | Lays |
| Соки | Добрый |
| Сотовый телефон или смартфон | Samsung |
| Спортивные товары | Adidas |
| Средства женской гигиены | Always |
| Средства по уходу за телом | Nivea |
| Страховые компании | Россгосстрах |
| Сухие завтраки, мюсли, хлопья, каши | Nestle |
| Телеканалы | ТНТ |
| Товары для бритья | Gillette |
| Товары для детей | Lego |
| Фототехника | Canon |
| Чай | Grinfield |
| Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос | Nivea |
| Шоколадные батончики | Snickers |
| Электроника | Samsung |
Независимое исследование проводится с 2008 года с целью выявления брендов, отношение к которым россияне характеризуют словом «любовь». Метод проведения: Интернет-опрос с использованием онлайн панели Anketka.ru. В опросе приняло участие 1500 человек, проживающих в крупных российских городах с доходом выше среднего; выборка квотная, стратифицированная. После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось назвать торговые марки (бренды), которые они считают любимыми. «Любимые бренды» назывались без подсказки, количество наименований ограничивалось десятью позициями. Далее респондентам задавались вопросы о частоте потребления различных товаров и услуг. Вопросы о любимых брендах в товарных категориях задавались только тем респондентам, которые потребляют товары или услуги в данной категории с заданной частотой.

