Сейчас все чаще говорят о том, что на рынке кадровый голод и люди начали пристальнее рассматривать работодателей. Не только с позиции денег и возможности карьерного роста, но и смысла, цели и эмоциональной связи с компанией. Так ли это? И действительно ли это связано с кадровым голодом? Или со сменой поколения? Или другими факторами? Маргарита Архангельская, HR-директор
Beetl поделилась с Sostav своим видением.
Безусловно, сегодня кандидаты с большей ответственностью подходят к выбору работодателя, а компании стараются удерживать баланс между интересами бизнеса и комфортом сотрудников. На это повлияли сразу несколько факторов: дефицит кадров, опыт пандемии, когда люди адаптировались к новому уровню удобства и гибкости при удаленной работе, а также смена поколений. Но все это лишь причины. Наступило время осознанного выбора и этот подход абсолютно трезвый, прозрачный и честный, успех бизнеса любой отрасли основывается именно на человекоцентричной бизнес-модели.
Почему, на ваш взгляд, человекоцентричность стала таким важным трендом именно сегодня?
Эволюция — естественный процесс, который проходит и человек, и бизнес. Все чаще на собеседованиях мы слышим фразу: «я выбираю себя». И это закономерно: человек проводит значительную часть жизни на работе, реализуя свой потенциал. Задача кандидата и работодателя — выстроить сотрудничество так, чтобы обе стороны получали положительный результат и повышали качество жизни. Это похоже на партнерство в любых здоровых отношениях: сотрудник получает удовлетворение от своих рабочих достижений и финансовой мотивации, а работодатель при этом формирует замотивированную команду, с которой можно двигаться к лидерству в отрасли.
Какова роль HR отдела в реализации принципов человекоцентричности в компании?
Главная задача HR — четко понимать ожидания сотрудников и то, что их мотивирует. Важно вовремя, а лучше заранее замечать признаки выгорания и выявлять причины этого процесса. Для этого HR всегда должен быть в открытом диалоге с сотрудником, общаться с его руководителем, помогать выстраивать карьерный план, видеть потенциал и минимизировать риски импульсивных решений, которые могут негативно повлиять на бизнес.
Кроме того, HR важно идти в ногу с трендами рынка, оставаться конкурентоспособным и делать так, чтобы компания была привлекательна для специалистов. И самое главное — относиться к людям не как к механизму выполнения задач, а как к людям, благодаря которым развивается бизнес. Все достижения компании — это прежде всего достижения ее сотрудников.
Какие вы видите основные вызовы и возможности, связанные с внедрением человекоцентричного отношения в вашей компании?
Beetl изначально строил бизнес на принципах человекоцентричности — это не реакция на социальные или демографические изменения, а фундамент компании. Такой подход дает сотрудникам раскрывать свой потенциал, расти и принимать новые вызовы — здесь просто нет места стагнации. Поэтому мы всегда придерживаемся модели, при которой руководящий состав формируется из менеджеров, показавших максимальные результаты и прошедших с компанией сложные времена, будь то кризис в стране или вызовы рекламной отрасли. Именно поэтому наш девиз был и остается: BE THE LEADER.
Какие конкретные шаги уже были предприняты для создания человекоцентричной рабочей среды?
Мотивацией сотрудников и развитием корпоративной культуры у нас занимаются два отдела: HR и PR. Это всегда комплексная работа и гармоничный симбиоз. Президент агентства лично инициирует процессы обучения и развития, помогает находить выходы даже из самых сложных ситуаций и определяет направления роста сотрудников как по вертикали, так и по горизонтали. Руководители сервисов и отделов обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, поэтому чувствуют потребности команд и создают атмосферу, где работу действительно можно назвать вторым домом.
Если говорить о практиках, которые давно стали частью нашей культуры и без которых мы уже не представляем себя:
- Мы оплачиваем участие сотрудников в марафонах и забегах, организуем корпоративный спорт — от танцев и растяжки до функциональных тренировок.
- Устраиваем регулярные тимбилдинги, корпоративные мероприятия для сотрудников и их детей.
- Также время от времени мы вместе ходим в театры и кино.
Особенная любовь у сотрудников к pet-friendly офису. Они регулярно приводят своих домашних питомцев и знакомят с коллегами, что делает атмосферу на работе более неформальной, семейной.
Эти практики распространены во многих компаниях, поэтому хотелось бы отметить наши особенные традиции — поздравления с днем рождения и премия Beetl Awards. Каждый раз весь офис собирается в холле, чтобы вместе поздравить коллегу. Это не только помогает имениннику почувствовать поддержку и любовь, но и сплачивает коллектив.
Beetl Awards — ежегодная внутрикорпоративная премия, на которой мы награждаем департаменты, команды и отдельных сотрудников в различных номинациях. Несмотря на отсутствие денежных вознаграждений, коллеги каждый год с нетерпением ждут награды, которая признает их профессиональные и личные достижения.
Если говорить о неудачных корпоративных инициативах, то это еженедельные клубы по интересам. Мы хотели каждую неделю собирать сотрудников на мафию, книжный клуб и другие активности. Но со временем поняли: регулярность убивает эффект новизны, и встречи перестают радовать. К тому же в человекоцентричном подходе важно уважать личное время и жизнь коллег, поэтому эту инициативу мы решили свернуть.
Практики, которые тяжелее принимают сотрудники, это, например, раздельный сбор отходов (РСО). Активно участвуют около 30%, остальных мы стараемся вовлечь через конкурсы и викторины.
Какие еще практики планируете внедрить для поддержания этого тренда?
Мы планируем масштабировать то, что уже работает, и развивать новые направления.
- Гибридный график и спорт. По итогам прошлых опросов удовлетворенности мы ввели гибридный график и регулярные спортивные занятия. Также мы планируем внедрять новые способы сбора обратной связи и предложений, например, у нас уже в разработке чат-бот для адаптации новых сотрудников.
- Корпоративное обучение. Отдельное внимание мы хотим уделить обучению. В этом году для каждого отдела был разработан план развития с учетом запросов сотрудников, и мы планируем постепенно его реализовывать. В него вошли курсы по повышению квалификации, ораторскому мастерству, промпт-инженеринг, новым креативным трендам и современным диджитал-инструментам. Мы всегда поддерживали карьерный рост и будем делать это дальше.
- Онбординг и наставничество. Сейчас мы оптимизируем программы наставничества и welcome-тренинги, чтобы адаптация новых сотрудников проходила быстрее и с минимальным стрессом.
В планах — подключение ДМС, развитие HR-бренда и сохранение всего, что создавалось годами. Мы уделяем внимание ментальному здоровью коллег и всегда готовы поддержать каждого. Люди были и остаются главной ценностью компании.
Какие изменения начали происходить в компании после того, как были внедрены эти практики?
Чем больше компания вкладывается в сотрудников, заботится о них и слышит даже без запроса, тем больше получает в ответ. В итоге формируется устойчивая команда, с которой можно пройти любые испытания. В Beetl средний стаж работы сотрудников составляет более 6 лет, что показывает успешность нашей стратегии.
Особенно ценно получать обратную связь, когда сотрудники говорят, что Beetl для них — это семья. Это подтверждает, что мы движемся в правильном направлении, и дает мотивацию постоянно улучшать процессы, повышать комфорт и развиваться дальше. Человекоцентричность открывает для бизнеса огромные возможности, и наши показатели ежегодно растут.
Важно ли обеспечивать психологическую безопасность сотрудников? Как вы это делаете?
Без психологической безопасности невозможно ни одно партнерство, рабочее или личное. Эмоциональная безопасность — это основа здоровых взаимоотношений.
Конечно, есть люди, которым сложно почувствовать эту безопасность даже в комфортной среде. Мы стараемся в любых ситуациях искать причины трудностей и находить решения. У нас есть много примеров, когда человек начинает раскрываться, оставляя страхи и предубеждения позади. Важно отметить, что это прежде всего заслуга самого человека, который готов делиться своим внутренним миром и работать над собой.
Мы создаем возможности: встречи для обсуждения состояния сотрудника и его целей, предложения по направлениям развития и реализации. Главное — понять, как сделать так, чтобы всем в цепочке взаимодействия было комфортно, а сотрудники не стеснялись говорить о том, что их не устраивает или волнует.
Как вы считаете, отсутствие этого как-то повлияет на рост эмоционального выгорания? Увеличение количества увольнений на этом фоне?
Безусловно, если не уделять внимания комфорту и стабильности сотрудников, компания столкнется с ростом увольнений по собственному желанию. Люди будут искать место, где их труд ценят, где есть возможность масштабировать свои компетенции в рамках бизнеса и личностного роста.
Что, по вашему мнению, будет следующим большим трендом в HR?
- Расширение воронки кандидатов. Мы смотрим шире: постепенно вводим новые актуальные позиции, меняем структуру департаментов и отделов. Также мы открыты к талантам из смежных сфер, работаем с профессионалами, которые готовы менять специализацию и студентами. Такой подход позволяет нам находить людей с нестандартным мышлением и уникальными компетенциями. Чем разнообразнее воронка, тем больше вероятность собрать сильную команду, способную предлагать новые решения и уверенно двигаться вперед.
- Внутренняя мобильность. Это современный тренд, который давно работает в нашей компании: мы сами растим руководителей, а не только нанимаем со стороны. Это повышает мотивацию сотрудников, показывает возможности роста и снижает издержки на адаптацию новых ТОПов.
- Развитие и обучение молодых специалистов. У выпускников свежий взгляд на рекламные кампании, новые идеи и тренды. Наставничество в этом случае приносит двойную пользу: стажеры получают опыт и знания экспертов, учатся структурировать работу и чувствовать темп, а наставники вдохновляются неординарными подходами к созданию новых концепций.
Мы искренне верим в то, что, взращивая новые таланты, мы двигаемся к правильной цели, а значит всегда идем вперед.
