Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
06.11.2025 в 10:00

Кинотеатры на грани: почему прибыль тает и что еще может их спасти

Делимся стратегиями по выживанию для кинопрокатчиков

11

Российские кинотеатры переживают затяжной и тяжелый кризис. Высокая стоимость билетов, сильная конкуренция за зрительское время, процветающее пиратство и изменение поведения аудитории ломают модель, на которой до нынешнего времени держался кинопрокат. В том, как выжить кинотеатрам в современных реалиях, разбирался редактор Sostav Никита Макаров.

Выручка растет, но прибыль падает

Ярче всего этот парадокс иллюстрируют финансовые результаты лидеров рынка. По итогам 2024 года АО «Синема Парк» увеличило выручку на 12,6%, до 7,5 млрд руб., однако чистая прибыль составила лишь 424,3 млн — несопоставимо мало для такого оборота. Сеть «Киномакс» при росте выручки до 5,1 млрд руб. вышла в символическую прибыль в 15,4 млн (против убытка 751,3 млн годом ранее), а «КАРО» при выручке около 4 млрд руб. остался в убытке (-179 млн). Это — следствие шоковой перестройки рынка после 2022 года, когда те же сети несли миллиардные убытки при куда более скромной выручке.

Ситуация усугубляется в 2025 году. Согласно данным Фонда кино, посещаемость кинотеатров упала до рекордного минимума — в I квартале года было продано всего 39,3 млн билетов. Единственным спасением для валовых показателей стал резкий рост средней цены билета до 438,8 руб. (+17% к аналогичному периоду 2024 года). Однако такая модель, при которой рост выручки обеспечивается за счет ценового давления на сужающуюся аудиторию, бесперспективна.

Отрасль столкнулась не просто с дефицитом голливудских премьер, а с фундаментальным вызовом: кинотеатры потеряли монополию на эксклюзивный контент и вынуждены конкурировать за время и бюджет потребителя с агрессивными стримингами, технологичным пиратством и другими видами досуга. Выживание в новых условиях зависит от того, насколько быстро операторы смогут найти ответ на главный вопрос: зачем современному зрителю идти в кино, если фильм можно посмотреть дома?

Что привело к кризису

Падение прибыльности кинотеатров — это не случайность, а результат совокупного воздействия нескольких мощных факторов.

Наступление стриминговых сервисов: потеря ключевой аудитории

Рынок онлайн-кинотеатров в России демонстрирует взрывной рост — на 40% в первой половине 2025 года, до 78,2 млрд руб. Это в несколько раз превышает обороты традиционных кинозалов. Главная угроза заключается в целенаправленном «переманивании» ядерной аудитории. Около 70% трафика стримингов приходится на зрителей 25−44 лет — именно ту демографическую группу, которая исторически составляла основу регулярной и платежеспособной аудитории кинотеатров.

Технологически агрессивное пиратство: коллапс эксклюзивности

Пиратство превратилось из фоновой проблемы в прямую причину финансовых потерь. За первые шесть месяцев 2025 года индустрия недосчиталась 1,6−1,7 млрд руб. из-за нелегальных онлайн-ссылок. Количество пиратских ресурсов выросло на 30−35% за год. Пираты используют автоматическую генерацию «зеркал» и CDN-сети, что делает борьбу с ними малоэффективной. В результате стратегия «прокатного окна», когда кинотеатр был первым и единственным местом просмотра, теряет смысл. Высококачественные копии новых фильмов, особенно зарубежных, становятся доступны практически мгновенно, лишая кинотеатры их ключевого конкурентного преимущества.

Структурный кризис контента: дефицит блокбастеров

Уход крупных западных студий привел к общему сокращению рынка кинопроката на 41,9%. Доля зарубежных фильмов упала с ~75% в 2021 до 47,9% в 2022 году, создав контентный вакуум. Хотя отечественные фильмы демонстрируют успех (например, «Волшебник Изумрудного города» собрал более 3,3 млрд руб.), они в основном ориентированы на детскую и семейную аудиторию. Взрослые зрители сталкиваются с дефицитом ярких релизов в привычных жанрах, что снижает частоту их посещений.

Екатерина Недзвецкая, креативный продюсер Eich Agency:

Зрители стали требовательнее и избирательнее.

  • Во-первых, они хотят жанрового разнообразия. Сейчас в прокате — либо комедии, либо военные фильмы, либо сказки. А где экшены, детективы, психологические драмы? Людям это надоело.
  • Во-вторых, они хотят адекватных цен. 400−500 руб. за билет — это дорого, особенно для семьи. Поход в кино стал «событием», а не рутиной. И люди ждут, что за эти деньги получат нечто особенное.
  • В-третьих, они хотят опыта, а не просто просмотра. Кинотеатр должен давать то, чего нет дома: атмосферу, комфорт, событийность. Event-форматы, тематические показы, встречи с режиссерами, спецмероприятия.

Как адаптироваться? Перестать быть «просто местом для просмотра» и стать развлекательным хабом. Диверсификация форматов, работа с комьюнити, создание поводов прийти — не только ради фильма.

Ирина Чтецова, бренд-директор Brandson (TSN):

Ключевыми факторами падения доходов является несколько моментов:

  • Изменение потребительского поведения, мы это наблюдаем практически во всех сферах, с этим нужно разбираться и учитывать при формировании маркетинговой стратегии.
  • Конечно, одним из самых важных является рост популярности стриминговых сервисов, сейчас потребителю комфортнее смотреть фильмы дома (дом стал экосистемой).
  • Снижение уникальности опыта похода в кино и недостаточная работа с брендом, ведь в первую очередь потребитель хочет получать эмоции.

Сегодня зритель выбирает не только фильм, но и формат впечатления, а многие компании не успевают адаптировать бренд и коммуникацию под новые ожидания аудитории и изменения реалий мира.

Ценовое отталкивание аудитории

Существенный рост средней цены билета до 438,8 руб. в I квартале 2025 года сыграл двоякую роль. С одной стороны, он позволил сохранить кассовые сборы на высоком уровне. С другой — создал ценовой барьер для менее обеспеченных категорий зрителей. Эта модель ведет к сужению аудиторной базы в долгосрочной перспективе, так как кинотеатры начинают зависеть от все более узкой прослойки платежеспособных клиентов.

Жесткая конкуренция за досуг и время

Современный кинотеатр конкурирует не только с другим кинозалом, но и со всеми остальными видами развлечений: компьютерными играми, онлайн-сервисами, квестами. Дополнительное давление оказывает снижение трафика в торговых центрах, где расположено большинство залов. Это уменьшает поток «проходных» зрителей, которые принимают спонтанное решение посмотреть фильм. Как отмечают эксперты, кинотеатры сегодня конкурируют не между собой, а за время аудитории с другими офлайн-развлечениями.

Екатерина Недзвецкая, креативный продюсер Eich Agency:

Главная ошибка — попытка решить проблему ростом цен. Это тупиковый путь. Меньше зрителей → поднимаем цены → зрителей становится еще меньше → поднимаем цены снова. В какой-то момент этот круг просто схлопывается.

Вторая ошибка — зависимость от одного источника дохода. Кинотеатры живут только продажей билетов, хотя могли бы зарабатывать на аренде залов, event-форматах, расширенном меню, партнерствах. Но до сих пор мыслят категориями 90-х: «мы показываем кино, и точка».

Третья — недоинвестирование в маркетинг. В условиях слабого репертуара нужно продавать то, что есть, в разы активнее. Но кинотеатры экономят на продвижении — и в результате даже хорошие фильмы проходят незамеченными.

Четвертая — закрытие залов вместо поиска новых форматов. Если зал не приносит денег на кино — может, он принесет на корпоративах, gaming-турнирах, концертах?

Алексей Ртищев, управляющий директор агентства Starlink (входит в ГК Starlink):

Изменение потребительских привычек, прежде всего рост популярности онлайн-кинотеатров, стриминговых сервисов и домашних просмотров, существенно влияет на посещаемость традиционных кинотеатров. Современные зрители ценят удобство доступа к контенту в любое время и с любых устройств, что создает альтернативу походам в зал. Онлайн-платформы активно развивают подписочные модели, расширяют ассортимент и предлагают широкий выбор контента, включая качественные детские и нишевые фильмы, что притягивает большую аудиторию.

Стратегии выживания и антикризисные меры

Чтобы остаться на плаву, кинотеатрам необходима не точечная оптимизация, а стратегическая трансформация бизнес-модели.

Контентная стратегия и монетизация господдержки

  • Диверсификация репертуара и работа с альтернативным контентом. Необходимо систематически лицензировать фильмы из стран, не поддержавших санкции — Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, делая ставку на проекты с высоким «зрелищным» потенциалом (боевики, исторические эпосы). Параллельно стоит расширять сетку за счет тематических показов, ретроспектив и фестивальных программ, чтобы привлекать нишевые, но лояльные аудитории (киноманов, семьи, студентов).
  • Активная монетизация «Пушкинской карты». Программа с бюджетом 12,15 млрд руб. в 2025 году — мощный инструмент привлечения молодежи. Стратегия должна заключаться в том, чтобы использовать субсидированный билет как «входной» продукт. Основная прибыль в этой модели должна генерироваться не от продажи билетов, а от сопутствующих услуг (F&B — еда и напитки), стимулируя траты привлеченной аудитории в кинобарах.

Трансформация бизнес-модели: от кинотеатра к «Культурному Хабу»

  • Мультиформатность и утилизация площадей (стратегия КЭВ). Ключ к стабилизации финансов — максимальная загрузка залов, особенно в часы простоя (будни, утро). Залы необходимо активно использовать для альтернативных мероприятий: трансляций концертов, опер, театральных постановок, спортивных и киберспортивных турниров, а также для проведения корпоративных мероприятий, конференций и лекций. Этот подход, известный как КЭВ (Кино, Электроника, Видео), позволяет диверсифицировать доходы и снизить зависимость от нестабильного графика кинопремьер.

Технологическая модернизация и гибкая ценовая политика

  • Инвестиции в премиальные форматы (PLF) как необходимость. Единственный способ конкурировать с качеством домашнего просмотра и пиратством — предложить уникальный, технологичный опыт. Инвестиции в форматы, Dolby Atmos, 4DX и VR-кино из опциональных становятся обязательными. Они создают эффект погружения, недостижимый дома, и являются главным обоснованием для удержания высокой цены билета, позиционируя поход в кино как «событие».
  • Внедрение динамического ценообразования (Yield Management). Использование Big Data для гибкого управления ценами — прямой инструмент борьбы с оттоком аудитории. Система должна позволять устанавливать премиум-цены на пиковые сеансы и в премиум-залы, и при этом агрессивно снижать стоимость билетов в низкий сезон или в непопулярное время. Это позволяет точечно привлекать различные сегменты аудитории, включая наиболее ценную группу 25−44 лет, предлагая им экономически привлекательные условия в те дни и время, когда их мотивация к посещению низка.

Екатерина Недзвецкая, креативный продюсер Eich Agency:

Я бы выделила несколько направлений, которые могут помочь повысить вовлеченность и частоту посещений:

  • Программы лояльности с реальной выгодой — не просто «собирайте баллы», а ощутимые скидки, эксклюзивные предложения, ранний доступ к билетам. Люди должны чувствовать, что их ценят.
  • Подписочные модели — по аналогии со стримингами: абонемент на N фильмов в месяц по фиксированной цене. Это создает привычку регулярно ходить в кино.
  • Партнерства и кросс-промо — с кафе, ресторанами, ТЦ, брендами. «Купи кофе — получи скидку на билет», «Покажи билет в кино — получи десерт в подарок». Создание экосистемы вокруг похода в кино.
  • Геймификация — статусы, достижения, соревнования. Люди любят собирать и хвастаться.
  • Контент-маркетинг в соцсетях — не афиши, а интересный контент про кино, актеров, закулисье. Вовлечение через эмоции, а не через «купи билет».

Главное — работа с данными и персонализация. Понимать свою аудиторию и говорить с ней на ее языке.

Заключение: Кто останется на плаву? Долгосрочный прогноз

Структурный кризис, в котором оказались российские кинотеатры, не оставляет места для полумер. Анализ ситуации однозначно показывает: пассивное ожидание возвращения прежних условий — прямой путь к убыткам и закрытию.

Критерии успеха в среднесрочной перспективе (2025−2027 гг.)

Выживут и сохранят устойчивость только те операторы, которые совершат стратегический переход от роли пассивного дистрибьютора фильмов к функции активного организатора досуга. Успешная киносеть будущего — это «Культурный Хаб», чья прибыль формируется по трем ключевым направлениям:

  • Технологическое превосходство: Доходы от премиальных форматов (VR-кино, 4DX, Dolby Atmos), которые создают уникальный «событийный» опыт, недостижимый дома.
  • Диверсифицированная монетизация: Стабильные финансовые потоки от продаж F&B (еда и напитки), аренды залов под мероприятия (КЭВ) и партнерских программ.
  • Гибкая модель продаж: Эффективное использование динамического ценообразования и программ лояльности для удержания ключевой аудитории 25−44 лет.

Прогноз для рынка

Операторы, неспособные или не готовые инвестировать в премиум-форматы, диверсификацию доходов и трансформацию пространства, столкнутся с неизбежным закрытием. Даже рост господдержки производства контента не спасет их от последствий ценового давления, агрессии стримингов и технологичного пиратства.

В новой реальности кинотеатр должен быть не просто местом для просмотра новинок, а комплексной событийной площадкой, которая предлагает убедительный ответ на главный вопрос: «Зачем выходить из дома?» Только так он сможет оправдать свою ценность для платежеспособной аудитории и остаться на плаву.

Яна Селезнева, исполнительный директор OMD OM Fuse:

Все сейчас могут посмотреть любой хороший контент дома (а зарубежный чаще даже только дома), поэтому для похода в кинотеатр должен быть какой-то дополнительный повод. Для разных целевых групп он совершенно разный, и каждому кинотеатру или сети нужно выбрать для себя, что это еще может быть. Кинотеатры люксового сегмента прекрасно добавляют в свое обслуживание высокую кухню, интересные напитки, особую атмосферу и конкурируют уже с ресторанами и выставками. Кинотеатры для семейной аудитории конкурируют скорее с парками развлечений и должны оценивать себя именно с этой стороны.

Просто хороший фильм уже не повод пойти в кино, нужно создавать для потребителя дополнительную ценность. Хороший простой пример — как выстрелил показ «Сумерек» в кино недавно. Фильм не новый, но это как девичник у большого экрана — и люди пошли.

Екатерина Недзвецкая, креативный продюсер Eich Agency:

Что помогло выжившим?

  • Первое — адекватное ценообразование. Те, кто не задрал цены до небес, сохранили свою аудиторию.
  • Второе — диверсификация. Расширенное меню, дополнительные услуги, аренда залов, event-форматы.
  • Третье — работа с лояльностью. Персонализация, программы для постоянных зрителей, создание комьюнити.

Главный урок: без изменения бизнес-модели не выжить. Нельзя просто ждать, пока все «вернется как было». Голливуд не вернется. Стриминги никуда не денутся. Привычки изменились.

Кинотеатры должны перестать быть «местами для просмотра фильмов» и стать развлекательными центрами. Партнерства, event-форматы, персонализация, адекватные цены, работа с данными. Иначе их просто вытеснят стриминги окончательно.

Алексей Ртищев, управляющий директор агентства Starlink (входит в ГК Starlink):

Для сохранения аудитории киноиндустрии необходимо создавать уникальный зрительский опыт, внедрять технологические инновации, развивать клиентские программы и интегрировать офлайн и онлайн форматы, чтобы адаптироваться к новым реалиям медиапотребления. Без таких изменений тренд снижения посещаемости будет только усиливаться.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.