Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России заявила о необходимости пересмотра ряда нововведений маркетплейсов Wildberries и Ozon. По мнению экспертов службы, новые правила содержат риски ущемления интересов продавцов и покупателей и признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы.
В августе в ведомство поступили многочисленные жалобы от представителей малого и среднего бизнеса на изменения в работе с продавцами на Wildberries. В частности, речь идет о введении индекса остатка товара: предприниматели с низким показателем вынуждены либо платить за хранение по завышенным тарифам, либо соглашаться на автоматическое участие в скидочных акциях без согласования.
Кроме того, площадка внедрила механизм «Конструктор тарифов», ограничивающий возможность отказаться от дополнительных услуг в течение установленного срока. Ранее Wildberries также тестировал инструмент «Привлекательная цена», однако в сентябре компания отказалась от его использования.
Претензии предпринимателей также касаются новых правил Ozon. С 1 октября маркетплейс изменил порядок обработки возвратов товаров: теперь отмененные заказы автоматически направляются на склады компании для повторной продажи, что лишает продавцов возможности распоряжаться своим товаром через иные каналы. Дополнительные жалобы связаны с ограничениями на вывоз товаров со складов и отсутствием гарантий соблюдения сроков.
ФАС фиксирует обращения не только от бизнеса, но и от покупателей Ozon, у которых блокируются личные кабинеты без объяснения причин. Это напрямую влияет на возможность совершать покупки на площадке.
В Wildberries заявили, что компания «как добросовестный участник рынка» следует рекомендациям ФАС и готова корректировать свои механизмы в интересах продавцов.
Пресс-служба Ozon:
Мы с вниманием относимся к требованиям ФАС и изучаем обращение регулятора. Мы продолжим диалог для решения спорных вопросов и сохранения прозрачных рыночных условий.
Ранее мы получили ряд вопросов и возражений от наших партнеров по процессу возвратов. Изучив обратную связь, мы поняли, что важно в первую очередь упростить процесс вывоза возврата со склада. Заявку на вывоз можно будет подать сразу после поступления товара на склад, а не через 30 дней.
Кроме того, в ближайшее время разработаем и запустим функцию автовывоза всех возвратов со склада, чтобы продавец мог однократно настроить автоматический процесс. Это позволит не отслеживать свободные слоты на вывоз, а также выбрать удобную точку получения товара. По стоимости не будет отличаться от стандартной цены обратной логистики на модели FBS. Также мы дополнительно рассмотрим сложные случаи и категории, для которых новый процесс возврата критичен.
