29% опрошенных россиян встречали персонализированные подборки на основе их покупательского поведения. 62% никогда не покупали или покупали всего пару раз через рекомендации. 37% готовы платить больше в магазинах с качественными рекомендациями, 30% согласны оформить платную подписку на улучшенные рекомендательные сервисы. Таковы данные опроса Retail Rocket Group. Отчет есть в распоряжении Sostav.
Большинство опрошенных видят рекомендации базового уровня — «Популярные товары» (44%) и «Похожие товары» (44%). С настоящей персонализацией сталкивались менее трети пользователей.
6% покупателей всегда обращают внимание на рекомендательные технологии. 19% делают это часто, 31% — иногда, когда что-то заинтересует. 20% игнорируют рекомендации.
51% пользователей отмечают, что рекомендуемые товары «редко» или только «иногда» соответствуют их потребностям. По словам 66%, рекомендации редко или никогда не угадывают, что им скоро понадобится. 15% заявили, что рекомендованные товары почти всегда подходят им по цене, 30% сталкиваются с подходящими ценами редко.
Доступная цена является главным фактором качественных рекомендаций для 46% россиян. Когда потребители решаются на покупку через рекомендации, в 34% случаев основным фактором становится привлекательная цена или хорошая скидка.
29% пользователей раздражает, когда им предлагают совсем не то, что нужно. 26% сталкиваются с рекомендациями уже купленных товаров. 23% не понимают логику рекомендаций из-за отсутствия объяснений. 20% получают товары неподходящей ценовой категории. Это напрямую влияет на покупательское поведение: 3% россиян регулярно покупают через рекомендации, 34% делали это несколько раз, 32% не покупали таким образом никогда.
В некоторых товарных категориях рекомендации показывают большую эффективность: продукты питания (73% опрошенных отметили, что пользуются рекомендациями); одежда, обувь и аксессуары (33%); товары для детей (28%). Наименее эффективны рекомендации в категориях товаров для животных (5%), лекарств (4%) и автотоваров (2%), где покупатели предпочитают самостоятельный целенаправленный поиск.
Скорость принятия решения о покупке через рекомендации распределилась следующим образом: 21% покупают в течение 15 минут, 29% обдумывают от 15 минут до часа, 23% откладывают решение на несколько часов или дней.
29% интервьюируемых считают рекомендации полезными при сравнении двух похожих товаров, 22% — при поиске дополнений к основной покупке, 17% — когда не знают, что именно нужно купить.
Больше 30% пользователей потенциально готовы оплачивать подписку за более качественные рекомендации по аналогии с музыкальными сервисами. 6% согласны тратить на 20% больше денег в магазинах с хорошими рекомендациями, 18% — на 5−20% больше. Среди активных покупателей через рекомендации эти показатели выше — 29% и 35% соответственно.
Пользователи, никогда не покупавшие через рекомендации, назвали условия, которые могли бы изменить их поведение: соответствие ценовому диапазону (31%), демонстрация реальной экономии (31%), более точный учет интересов (19%), помощь в поиске редких товаров (18%), объяснение релевантности рекомендации (13%).
38% респондентов, регулярно покупающих через рекомендации, согласны, что качественные рекомендации сокращают время на поиск товаров. Среди всех пользователей с этим полностью согласны 13%, скорее согласны — 20%.
37% опрошенных считают хорошие рекомендации обязательной функцией современных маркетплейсов (20% полностью согласны, 17% скорее согласны). Среди активных покупателей через рекомендации этот показатель достигает 100%.
Павел Мысин, гендиректор Retail Rocket Group CIS:
Результаты исследования демонстрируют колоссальный разрыв между технологическими возможностями современных рекомендательных систем и тем, что реально получают российские покупатели. Большинство отечественных ретейлеров застряли на начальных уровнях развития рекомендаций, используя примитивные алгоритмы вместо современных решений на базе машинного обучения. При этом потребители явно готовы к более качественным рекомендациям — об этом говорит и готовность платить больше, и даже оформлять подписки. Рынку необходим качественный скачок в развитии рекомендательных технологий, чтобы раскрыть этот потенциал.
В опросе участвовали 1274 россиян в возрасте от 18 до 55 лет, совершающих онлайн-покупки несколько раз в неделю.
