Потребность российского бизнеса в новых работниках опустилась до минимального уровня за последние шесть лет. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на данные Росстата.
По состоянию на конец ноября 2025 года работодатели заявили в службы занятости о потребности в 1,6 млн сотрудников. Показатель стал самым низким с 2019 года и заметно сократился по сравнению с предыдущими периодами.
При этом официальная статистика не всегда отражает реальный спрос на рабочую силу. Управляющий партнер Main Division Андрей Глушкин отмечает, что многие компании все реже используют службы занятости, предпочитая прямой поиск через профессиональные сообщества, рекомендации и работу с проверенными подрядчиками.
В годовом выражении число вакансий сократилось на 13%. Индекс потребности бизнеса в персонале снизился до 12%, что на 1,6 п.п. меньше уровня 2024 года и ниже значения 2019 года, когда показатель составлял 13%.
Эксперты, опрошенные «Известиями», связывают эту динамику с экономической неопределенностью, замедлением темпов роста рынков, повышением производительности за счет автоматизации и технологий, а также с демографическими факторами.
Как отмечают «Ведомости», охлаждение перегретого ранее рынка труда началось в 2025 году на фоне высокой ключевой ставки и ухудшения финансового положения компаний. В 2026 году бизнес, по оценкам аналитиков, продолжит оптимизировать расходы на персонал, что приведет к замедлению роста зарплат и постепенному переходу от рынка работника к рынку работодателя.
Существенного роста открытой безработицы при этом не ожидается. По данным SuperJob, за прошлый год количество вакансий сократилось на 12%, тогда как число резюме выросло на 19%. Компании чаще использовали неполный рабочий день и административные отпуска, формируя так называемую скрытую безработицу.
В декабре более 14% организаций сокращали рабочее время для снижения издержек, следует из данных индекса социальной и инвестиционной активности РСПП. При этом уровень безработицы в течение года оставался около исторических минимумов — 2,1%, а индекс hh, который показывает отношение количества активных резюме к количеству активных вакансий на рынке, поднялся с 4,8 в начале года (умеренный уровень конкуренции за рабочие места) до 8,6 в конце (высокий уровень конкуренции).
Главный экономист АО «Эйлер аналитические технологии» Елена Ахмедова считает, что рынок труда стал более гибким, в том числе за счет платформенной занятости, поэтому безработица вряд ли превысит 3%. Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов прогнозирует показатель в диапазоне 2,3−2,5%, отмечая, что основная адаптация будет происходить в форме скрытой безработицы — через неполную занятость и вынужденные отпуска.
