Sostav.ru
17.02.2022 в 18:00

Промышленный дизайн в России становится ключевой компетенцией бизнеса

В стране растёт количество компаний, в которых дизайн внедрён в процесс разработки продукта

1

Всё, что нас окружает, весь предметный мир — это работа промышленных дизайнеров. Продаете ли вы зубные щетки или специализируетесь на производстве локомотивов или автомобилей, вы взаимодействуете с результатом их труда. И главная задача специалистов — сделать предмет не только приятным глазу, но и удобным, функциональным и безопасным для пользователя. Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская поделилась своими рассуждениями, почему успешный бизнес и промышленный дизайн неотделимы.

Консерватизм и непонимание

Российский рынок промышленного дизайна, несмотря на долгую историю, в том числе и в советский период, пока находится на ранней стадии развития. «Сегодня мало кто понимает, что такое промдизайн и зачем он нужен производителю. Такая неопределенность в понятиях находит отражение и в расчетах экспертов», — говорит Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России, в «Глобальном исследовании рынка промышленного дизайна», которое организовал 2050.ЛАБ.

У многих производителей действительно до сих пор нет чёткого понимания, что такое промышленный дизайн и как с ним работать. И из-за этого студии страдают от недостаточного объёма заказов. Но одновременно они получают новые возможности: российским производителям необходимо находить конкурентные преимущества, которые способны реально усилить их рыночные позиции. А промдизайн подходит для этой цели как нельзя лучше. Подобным образом на рынок влияет и международная политическая ситуация: с одной стороны, усложнилась работа на внешних рынках, с другой — импортозамещение и активное развитие многих отраслей индустрии способствуют появлению новых заказов на промышленный дизайн.

Современная российская экономика пока ещё достаточно консервативно смотрит на эту отрасль, однако доказано, что при гарантии положительных впечатлений и эмоций от использования продукта, потребитель в среднем готов платить больше на 16% в случае, если он сравнивает продукты с одинаковыми технологиями. Если мы покупаем телефон, мы приобретаем его не только потому, что он умеет звонить, но ещё и потому что его приятно держать в руке, потому что он добавляет баллы к нашему имиджу. И этот положительный пользовательский опыт выражается в конкретных суммах.

И эти суммы велики. По данным того же «Глобального исследования рынка промышленного дизайна», мировой рынок промдизайна ждёт рост. По пессимистичному прогнозу к 2030 году при среднегодовом темпе роста в 3,8% объём рынка составит $54,8 млрд. Оптимистичный вариант предполагает прибавку в 5,8% и составит $64,7 млрд.

Успешный опыт

Кроме того, стоит отметить, что в России растёт количество компаний, в которых дизайн внедрён в процесс разработки продукта. Такой модели уже придерживаются «Сбербанк», «Яндекс», МТС, АвтоВАЗ, КамАЗ и другие. Ещё один пример — автомобильная промышленность. Если бы промдизайн не давал ценности, автомобильным брендам не было бы необходимости содержать огромные команды дизайнеров. К примеру, команда дизайна компании Renault в Париже состоит из 450 человек.

В России наиболее показателен кейс московской студии АвтоВАЗа, которая наняла профессионалов, прошедших стажировку на Западе, и сумела выйти на новый уровень качества с выпуском «Весты». Успех проекта наглядно иллюстрирует тот факт, что грамотное построение работы с промышленным дизайном способно сломать стереотипы и стать одним из факторов как минимум локального успеха.

Еще один пример: увеличение роли промышленного дизайна в работе ТМХ, крупнейшего в России и СНГ производителя подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. Стратегия развития этой компании нацелена на повышение её узнаваемости и привлекательности в самых разных регионах мира как поставщика подвижного состава, сервисных услуг, работодателя. Хороший дизайн позволяет конкурировать за лучших сотрудников, быть лидерами в борьбе за потребителя на внешних рынках.

Следуя этому пути, ТМХ старается стать вдохновителем внедрения промышленного дизайна в отечественном машиностроении, в том числе в сотрудничестве с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.

Так, за последние два года в рамках этого партнёрства были созданы:

  • дизайн новейшего маневрового тепловоза ТЭМ23;
  • дизайн маски магистрального грузового тепловоза 3ТЭ25К2М, предназначенного для использования в системе тяжеловесного грузового движения на БАМе и Транссибе.

В рамках работы по долгосрочному контракту с Федеральной пассажирской компанией, ТМХ и 2050.ЛАБ создали три перспективных концепта пассажирских вагонов в габарите Т: модульный, капсульный и «ёлочка», которые рассматриваются как альтернатива традиционным вагонам. Создан также концепт городского электропоезда AIRSCP (обладатель премии Reddot Design Award-2021), реализуются другие проекты.

Используя преимущества промдизайна, компании не только повышают конкурентоспособность на международных рынках, но предлагают свой взгляд на будущее и становятся трендсеттерами. Анализируя бизнес-результаты, функция дизайна перестаёт быть визуально-ориентированной и становится стратегическим фактором развития бизнеса.

Партнёрский материал
Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.