Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Анастасия Пустовит, «Авиасейлс»: как наладить взаимодействие между юристами и маркетологами

Эксперт рассказала, как соблюсти баланс между оперативностью и взвешенным подходом

Бывает, что лигал-департамент неделями согласовывает возможность использовать аудиодорожку для TikTok или визирует договор у десятка коллег. Но так бывает не всегда. Глава юридического департамента «Авиасейлс» Анастасия Пустовит рассказала Sostav, как наладить взаимодействие между лигалом и маркетингом в сервисе по покупке авиабилетов.

Специфика

В маркетинге невероятно важна скорость. Но желание маркетолога быстро залететь в тренд может разбиться о потребность юриста перестраховаться и обязательно разобраться в вопросе авторства. Вжух, и тренд сошёл на нет.

Наша команда лигала это понимает. Мы все вместе деньги зарабатываем, а не упражняемся в глубоком знании «применимого законодательства и правоприменительной практики». При этом минимизация рисков — одна из ключевых задач юридического отдела. Мы помогаем компании соответствовать закону.

Как же реагировать быстро, но взвешенно? По нашим смелым предположениям, мы в команде лигала «Авиасейлс» нашли способ установить хрупкий баланс. Делимся своим опытом.

Наши лучшие практики

Legal partner-подход

«Авиасейлс» — немаленькая компания. Одновременно у нас происходит множество процессов. Чтобы ничего не упустить, мы закрепили за каждым бизнес-сегментом своего юриста — legal partner — в том числе и за маркетингом. Это не просто юрист, который хорошо знает Гражданский кодекс и закон «О рекламе». Это сотрудник, знакомый со всеми процессами и планами в маркетинге «Авиасейлс», то есть партнер и проводник маркетинга в юридических дебрях на деле, а не на словах.

Благодаря legal partner и точечным каналам коммуникации, у маркетинга всегда есть четкое понимание, где они могут получить максимально оперативный и исчерпывающий ответ. Кроме того, когда есть конкретные точки входа, вопросы: «Ой, это не ко мне» или «А я таким не занимаюсь» отпадают сами собой. Такой подход не только ускоряет получение результата, но и способствует здоровым отношениям между лигалом и маркетингом.

Оценка рисков

Это важная часть нашей работы с маркетингом. Для себя мы составили матрицу рисков, где выделили самые распространенные (например, штрафы или возможные претензии). Распределили их по нескольким параметрам: размер возможных потерь, вероятность возникновения, степень определенности. Рассмотрели сценарии развития событий и разработали план действий.

К примеру, когда маркетинг хочет реализовать проект с низкими рисками, мы запускаем его «как есть». Если риски средние, вносим незначительные корректировки и, если нужно, закладываем в бюджет сумму на покрытие возможного риска. Когда риски высокие, усмиряем их до среднего или низкого уровня. Разберем на примере.

Маркетинг предлагает запустить прероллы со слоганом компании, который будет лзвучивать известный персонаж из кино — можно вырезать кадр из фильма и переозвучить его голосом, который всем знаком.

Юрист предостерегает — возможно серьезное нарушение авторских прав. Нужно думать, как снижать риски, потому что идея — огонь.

Коллективно придумываем перерисовать персонажей в мультяшек так, чтобы они остались узнаваемыми. Позвать актеров на озвучку. Эффект от прероллов получился даже лучше, чем ожидали от первого варианта.

Шаблоны, упрощенные формы и правила сотрудничества

Нужно быть честными — договоры читают только юристы. Остальные — только в случае, когда что-то идет не так. Мы искренне не понимаем любовь некоторых российских юристов к огромным, нечитабельным договорам. Иногда их самих укачивает на середине многословного контракта. На наш взгляд, они должны быть емкими, короткими и без воды.

Если маркетинг часто приходит с однотипными задачами (например, на договор с блогером или автором текста), разумно подготовить для таких случаев шаблоны. Важно, чтобы они учитывали баланс интересов сторон. Ведь если договор будет драконовским, правок не избежать. Если контрагенты из раза в раз правят одно и то же условие в стандартном договоре, явно с этим условием что-то не так.

Ещё один способ упростить работу — для стандартных отношений с контрагентами использовать правила сотрудничества и оферту, размещенные на сайте. Ссылку на них можно указать в одностраничном договоре с указанием индивидуальных условий. Это существенно снизит нагрузку и на лигал, и на маркетинг.

Чек-листы, дайджесты и обучение

В юридическом отделе мы разрабатываем для маркетологов чек-листы и гайды. В таких материалах, например, рассказываем, как можно легально использовать изображения, видео, шрифты, аудио и тексты. Прошёл по чек-листу и за пару минут понял, можно ли проиллюстрировать вот этой фотографией текст в ПСЖР (это наше издание о путешествиях) или нет. Удобно. Кроме того, мы следим за новостями и ежемесячно пишем дайджесты. Там рассказываем об изменениях в законодательстве, которые касаются нашей работы.

А ещё мы ходим друг к другу в гости и по запросу готовим разборы насущных юридических вопросов. Так, недавно лигал приходил на маркетинговое демо, где понятно и человеческим языком рассказывал об особенностях работы с нейросетями. В общем, лучший способ коммуникации — слова.

Чек-лист для налаживания взаимодействия лигала и маркетинга

  • Запланируйте периодические встречи отделов;
  • Проведите совместную ревизию ваших процессов. Возможно, что-то можно упростить, используя шаблоны и публичные документы, что-то — упразднить;
  • Попросите ваш лигал разработать для вас простые гайды и чек-листы, которые вы сможете использовать в ежедневной работе;
  • Обсудите с вашим лигалом взаимодействие через единое входящее окно (релевантно только для достаточно больших команд);
  • Вместе разработайте матрицу рисков в соответствии с деятельностью команды и четкий сценарий действий;
  • Доверяйте друг другу и своим командам. Это важный элемент построения крепких отношений.

P. S. Переслать этот текст в лигал-департамент вашей компании — первый шаг к успеху 😉

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.