Как сделать классическое искусство ближе современному зрителю? Как привлечь в музеи молодежь, которая привыкла к digital-форматам? Эти вопросы становятся все более актуальными для арт-пространств по всему миру — и технологии открывают новые возможности. В этом кейсе рассказываем, как AR-технологии, нейросети и интерактивные квесты Сбера помогают молодой аудитории соприкоснуться с прекрасным и получить от посещения музея захватывающий цифровой опыт — на примере одной выставки.
«Сбер» использует собственные цифровые решения для автоматизации процессов в различных сферах, включая культуру.
Осенью 2024 года «СберМаркетинг» и SberMetaverse Tech создали иммерсивный цифровой слой для выставки «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Технологии позволили дополнить экспозицию интерактивными элементами.
Задача
Привлечь молодую аудиторию на выставку классического искусства. По данным НАФИ, основная часть музейных посетителей — люди старшего возраста, тогда как интерес молодёжи к художественным и историческим экспозициям остаётся низким.
Решение
Использовать цифровые технологии для привлечения посетителей и создания вау-эффекта. Дополненная реальность, нейросети, интерактивные механики — новые способы взаимодействия с искусством, создающие глубину, вовлеченность и интересные молодомупоколению.
Концептуальную основу цифрового проекта составили три основных блока: ожившие в дополненной реальности шедевры и их тайные смыслы, партнёрский квест с сервисом доставки «Купер», оживление фасада Главного здания музея.
AR-фасад здания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Команда «СберМаркетинга» и SberMetaverse Tech разработала UGC-механику для фасада главного здания музея. При наведении камеры через приложение «Метакультура» пользователи видели анимацию: у входа в музей распускались цветы, вырастали деревья, на ветвях которых сидели экзотические птицы, вдохновлённые произведениями фламандских художников.
Ожившие полотна
С помощью нейросетей команда проекта оживила картины и позволила посетителям сфокусироваться на важных деталях — символах, которые зашифрованы в них. В каждое из оживлений была интегрирована подсказка с тайным смыслом. Таким образом пользователи получили не только интерактивный опыт, но и узнали больше о самих произведениях.
Квест «Собери фламандский ужин»
В рамках выставки сервис доставки «Купер» предложил посетителям устроить свой собственный фламандский ужин. Через приложение «Метакультура» пользователи в дополненной реальности собирали ингредиенты для блюд, предметы интерьера и цветы для украшения прямо с картин фламандских художников и складывали их в корзину. Собрав все необходимое, пользователь получал промокод от «Купера».
Итоги AR-интерактива «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
- Общее количество просмотров (web+приложение) — 96 775.
- Уникальные пользователи (web+приложение) — 28 143.
- Количество скачиваний приложения (IOS + Android) — 8 274 (пользователей iOS в три раза больше, чем на Android).
- Среднее время, проведённое в опыте, — 10 минут 33 секунды.
- Количество просмотров оживлений картин в приложении — 8 068
Юрий Березовик, первый заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Это крупный и многогранный проект, который не только помогает проследить творческий путь Франса Снейдерса, но также позволяет выйти на более глубокий разговор об особенностях национальной художественной школы и трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России. Сегодняшние зрители воспринимают натюрморты иначе, чем современники той эпохи, обладавшие, в первую очередь, особым ассоциативным мышлением. В XVII веке люди наделяли все вещи и явления окружающего мира внутренним смыслом. С помощью наших партнёров, их технологий и интерактивных механик порядка 28 000 посетителей смогли погрузиться в исторический контекст, открыть для себя значения изображенных на картинах предметов и узнать больше о фламандской живописи. Современный подход позволил каждому не только соприкоснуться с произведениями искусства, но и получить новый опыт от посещения музея.
Константин Поляничев, руководитель направления технологий «СберМаркетинга»:
Выставка фламандской живописи демонстрирует еще большую многогранность и возможности применения технологического микса. Примечательно, что иммерсивные технологии привлекли не только молодую аудиторию, но также понравились и взрослым.
Состав творческой группы:
«Сбер»
Исполнительный директор — начальник отдела позиционирования и имиджевых проектов: Алёна Конурина
Менеджер отдела имиджевых и культурных проектов: Наталья Павлова
SberMetaverse Tech
Руководитель SberMetaverse Tech: Максим Козлов
Технический директор SberMetaverse Tech: Илья Батурин
Технический менеджер направления Naviar SDK: Иван Родин
Event Lab «СберМаркетинга»
Директор Event Lab: Карина Иванова
Руководитель отдела технологий: Константин Поляничев
Руководитель направления по работе с клиентами отдела технологий: Роза Оганян
Руководитель цифровых проектов отдела технологий: Светлана Урютова
Руководитель цифровых проектов отдела технологий: Алёна Романовская
Креативный продюсер отдела технологий: Юля Зверева
Менеджер отдела технологий: Алексей Ксенофонтов
Купер
Руководитель офлайн-интеграций: Чеснокова Александра
Руководитель направления коммуникационного дизайна: Кузнецова Евгения
Старший креатор: Макаров Иван
