Во время ноябрьских распродаж на российских онлайн-площадках зафиксирован резкий всплеск нежелательного трафика. По данным компании Servicepipe, активность ботов на отдельных ресурсах увеличилась в восемь раз, тогда как рост реальных пользователей составил лишь 15−35%. Об этом «Коммерсанту» рассказал руководитель аналитического отдела компании Антон Чемякин.
Как отмечает Чемякин, новым фактором нагрузки стали ИИ-агенты и ИИ-ассистенты, способные не только имитировать действия живого пользователя, но и выполнять сложные многошаговые операции. «На отдельных ресурсах в определенные периоды их доля превышала 15%, тогда как среднее значение для всех сегментов экономики — около 1,4%», — уточнил эксперт.
Дополнительную нагрузку создают и пользователи, совершающие покупки с использованием VPN и других инструментов обхода блокировок. Трафик с иностранных IP-адресов показывает стабильный рост — 10−12% год к году, указывают аналитики.
Бурное увеличение ботов и ИИ-агентов вызывает целый ряд рисков для онлайн-ретейла — от кратковременных падений сервисов и искаженной аналитики до удорожания инфраструктуры и усиления мошеннических атак, способных обходить традиционные средства защиты.
По мнению экспертов, нынешний год стал поворотным из-за массового появления потребительских ИИ-ассистентов, роста инструментов автопокупок и общего усложнения схем недобросовестного трафика, с которым онлайн-площадкам теперь приходится работать в условиях максимальных сезонных нагрузок.
Ранее сообщалось, чтодоля ботов в интернет-рекламе за два месяца выросла с 2% в августе до 20% в октябре. Аналитики объясняют всплеск сезонным ростом рекламной активности — старт учебного сезона и подготовка к крупным распродажам.
