80% российских игровых студий используют инструменты искусственного интеллекта (ИИ) на различных этапах разработки игр — от написания кода до создания графики и сценариев. Об этом говорится в исследовании Института развития интернета (ИРИ), Ассоциации АПРИОРИ и фонда «Сколково». Отчет есть в распоряжении Sostav.
Чаще всего студии используют ИИ для написания кода (47,8%), создания и обработки графики (40,4%), генерации сценариев (28,7%) и диалогов (27,9%).
Главными барьерами в игровой индустрии являются сложности с продвижением (66,9%), финансовые ограничения (65,4%), технологическая зависимость от зарубежных сервисов (62,5%) и кадровый дефицит (36,8%).
Среди платформ и движков у опрошенных лидируют Unity (56,6%) и Unreal Engine (39,7%). Ключевой платформой для выпуска игр являются персональные компьютеры (91,9%), при этом почти половина студий делает игры и для мобильных устройств (48,5%).
Если говорить о локализации сервисов, то у респондентов наиболее востребованы аналоги Unity Cloud (34,56%), Epic Online Services (33,09%), Xsolla (27,94%) и Photon (24,26%).
В опросе участвовали около 140 представителей студий и индивидуальных разработчиков из 39 субъектов РФ. География охватила крупнейшие центры геймдева (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) и региональные команды. Большинство респондентов — малые и независимые команды (90,5%). В выборке представлены руководители (47,8%), технические директора и разработчики (22,1%).
Опрос стал первым в серии запланированных исследований IT-ландшафта игровой индустрии. Следующий этап — анализ рынка прикладного и смежного программного обеспечения.
Александр Михеев, гендиректор АПРИОРИ:
Результаты исследования подтверждают, что интеграция ИИ уже стала массовой практикой в российских студиях. Это помогает автоматизировать рутину и сосредоточиться на творчестве. Для нас эти данные — ориентир при формировании мер поддержки индустрии. То, что 80% студий используют ИИ, — это сильный тренд. Но для нас важнее не статистика, а ее смысл: российский геймдев технологичен и адаптивен.
Андрей Воронков, замгендиректора ИРИ:
Проведенное исследование — первое в своем роде в России, направленное на понимание используемого инструментария в игровой индустрии. Мы видим, что большую часть рынка составляют малые и независимые команды из 39 регионов — это свидетельствует о здоровой экосистеме. Несмотря на вызовы, такие как финансовые ограничения и технологическая зависимость, индустрия демонстрирует устойчивость. Надеемся, что результаты помогут определить направления поддержки и развития отечественных альтернатив зарубежным сервисам.
Выводы, сделанные по итогам исследования, направят профильным организациям, регуляторам и Центру компетенций «Игровые сервисы» при Минцифры.
Ранее в России вырос спрос на разработчиков видеоигр. В числе причин — выход новых проектов отечественных студий.
