Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

В России упал спрос на франшизы

Потенциальные покупатели заняли выжидательную позицию

2025 год для рынка франчайзинга стал периодом заметного замедления, снижения активности и настороженных ожиданий. С января по ноябрь этого года общее число заявок на франшизы разных категорий снизилось на 21,2% по отношению к тому же периоду 2024 года. Таковы данные портала Businessmens.ru. Отчет есть в распоряжении Sostav.

Общий интерес к франчайзингу, выраженный в количестве запросов по темам, связанным с франшизами, остается высоким. С сентября 2024 года по август 2025 года интерес российской аудитории вырос на 5%, до 7,1 млн запросов.

Увеличение происходит за счет аудитории из Москвы, Санкт-Петербурга и региональных центров. Так, столица дает 28,2% всего объема запросов, за год их количество увеличилось на 15,8%. Доля Санкт-Петербурга составляет 8%, число запросов выросло на 5,9%. На третьем месте — Екатеринбург. Оттуда пришло 3,5% запросов, прирост составил 2,3%. Остальной объем распределен по разным городам всех регионов.

За год во многих крупных городах количество запросов снизилось. Это наблюдалось в Тюмени, Челябинске, Новосибирске, Кемерово, Красноярске, Иркутске, Барнауле, Уфе, Перми, Ижевске, Саратове и т. д.

Потенциальные покупатели заняли выжидательную позицию, продолжая следить за предложениями, но не торопясь переходить на этап переговоров с франчайзерами. В результате увеличение спроса на франшизы, выраженное в количестве заявок, прекратилось впервые с 2020 года.

Спрос в количественном выражении на франшизы питания за 11 месяцев 2025 года снизился на 26,1% год к году. Число заявок на франшизы фаст-фуда и стрит-фуда сократилось на 36,9%, кофеен — на 25,3%, кафе и ресторанов — на 24,6%.

Интерес пользователей к торговому бизнесу снизился на 21,5%. Спрос на франшизы магазинов одежды упал на 53,6%, маркетплейсов — на 44,6%, алкомаркетов — на 22,1%. Интерес к франшизам вендинга вырос на 17,9%, аптек — на 5,3%.

Франшизы услуг — самая стабильная сфера в современном франчайзинге. Количество заявок за год сократилось на 5,8%. Спрос на франшизы отдыха и развлечений снизился на 13,2%, красоты и здоровья — на 5,6%. Интерес к франшизам строительства и ремонта вырос на 30,5%, туризма — на 13,2%.

Франшизы финансов и услуг для бизнеса просели на 11%. Направление образования потеряло 42% заявок, причины: большое количество секций дополнительного образования в любых городах и отсутствие принципиально новых моделей.

В ходе опроса порядка 40 управляющих компаний франчайзинговых сетей из разных сфер бизнеса и различных регионов, более 90% сообщили об открытии новых точек и увеличении сети. Менее 9% — о частичном закрытии точек. 75% выразили желание развиваться не только на российском рынке, но и в других странах. 25% уже запустили бизнес за рубежом.

64% опрошенных сообщили об увеличении затрат на открытие бизнеса у новых партнеров по их франшизе. В среднем повышение уровня инвестиций составило 30%. 53% компаний отметили, что им пришлось увеличить размер паушального взноса. В среднем увеличение произошло на 30%. 43% рассказали, что паушальный взнос остался без изменений. 40% из них пришлось пересмотреть размер роялти.

44% респондентов заявили, что среди новых партнеров никто не брал кредиты для запуска бизнеса. 36% отметили, что в банки за помощью обращается менее трети новых партнеров.

В 2025 году предприниматели, покупавшие франшизы, сталкивались с трудностями при поиске сотрудников и подборе места для открытия, а управляющие компании — с «черными отзывами».

48% франчайзеров смотрят в будущее с оптимизмом, 28% ожидают трудностей и вызовов, 16% считают, что все останется так же.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.