Белорусская компания «Савушкин продукт» обратилась в Суд по интеллектуальным правам с требованием признать недействительным решение Роспатента, отказавшего в признании обозначения «Савушкин» общеизвестным товарным знаком в России для молочных продуктов (йогурт, творог и др.) класса 29 МКТУ.
Ранее Роспатент дважды — в 2023 году и в марте 2025 года — отказывал компании в предоставлении такого статуса. В подтверждение общеизвестности своего знака заявитель представил комплекс доказательств: исследования ВЦИОМ, бухгалтерские и маркетинговые данные, рекламные договоры, справки о продажах и материалы выставок.
По мнению Роспатента, представленные материалы не подтверждали общеизвестность обозначения. Основаниями для отказа стали, в частности, следующие выводы:
- на упаковках товаров доминируют иные обозначения (например, «TEOS», «Савушкин Хуторок»);
- рекламные кампании продвигали преимущественно другие бренды;
- маркетинговые рейтинги («NTech‑500») не доказывают существенного положения компании на рынке;
- результаты социологических опросов признаны нерепрезентативными.
Компания утверждала, что законодательство не требует, чтобы товарный знак занимал доминирующее место на упаковке, а использование его совместно с другими брендами не препятствует признанию общеизвестности.
Суд установил, что Роспатент не дал полной и всесторонней оценки представленным материалам и сделал необоснованные выводы о «формальном» характере продаж и ограниченном географическом охвате реализации продукции. Ведомство также не учло данные о масштабах поставок, объемах продаж и территориальном охвате рекламы.
Суд отметил, что дочерние компании «Савушкин продукт», действующие в России, образуют единый источник происхождения товаров. При этом общеизвестность знака определяется осведомленностью потребителей о самом обозначении и связанных с ним товарах, а не о производителе.
Рассмотрев доводы сторон, Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент внести товарный знак «Савушкин» в Реестр общеизвестных товарных знаков Российской Федерации в отношении товаров 29‑го класса МКТУ - «молочные продукты», а именно, йогурт и творог.
Кроме того, «Савушкин продукт» добился признания общеизвестности для другого своего товарного знака. Компания оспорила решение Роспатента об отказе в признании товарного знака «Брест-Литовск» общеизвестным в Российской Федерации для товаров 29 класса МКТУ (сыр и сливочное масло).
Компания ссылалась на длительное использование обозначения, значительные объемы продаж, рекламу и известность бренда среди российских потребителей. Роспатент настаивал, что «Савушкин продукт» не представил достаточные доказательства активного продвижения товаров в интернете, что не позволило административному органу в полной мере оценить степень осведомленности потребителей о бренде.
Аналогичный вывод был сделан и в отношении спонсорских и рекламных мероприятий, участия в телепрограммах, выставках и конкурсах, поскольку представленные материалы не содержали сведений о масштабах охвата аудитории, популярности мероприятий и их влиянии на формирование устойчивой ассоциации обозначения с конкретными товарами заявителя.
Однако Суд по интеллектуальным правам счел, что Роспатент фактически подменил критерий известности товарного знака критерием известности самого производителя. Учитывая значительные объемы поставок сыра и сливочного масла в РФ, присутствие продукции во всех федеральных торговых сетях, а также существенные маркетинговые затраты и масштабные рекламные кампании на федеральных телеканалах и интернет-площадках, Суд обязал Роспатент зарегистрировать обозначение «Брест-Литовск» как общеизвестное.
Ранее аналогичную позицию Суд по интеллектуальным правам занял и по делу бренда «Черкизово»: отклонил кассационную жалобу Роспатента и оставил в силе решение первой инстанции, признавшее товарный знак «Черкизово» общеизвестным в России.
