Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
15.12.2025 в 12:15

«Савушкин продукт» добился общеизвестности своих товарных знаков в суде

Суд обязал Роспатент зарегистрировать товарные знаки «Брест-Литовск» и «Савушкин» как общеизвестные

Белорусская компания «Савушкин продукт» обратилась в Суд по интеллектуальным правам с требованием признать недействительным решение Роспатента, отказавшего в признании обозначения «Савушкин» общеизвестным товарным знаком в России для молочных продуктов (йогурт, творог и др.) класса 29 МКТУ.

Ранее Роспатент дважды — в  2023 году и в  марте 2025 года — отказывал компании в предоставлении такого статуса. В подтверждение общеизвестности своего знака заявитель представил комплекс доказательств: исследования ВЦИОМ, бухгалтерские и маркетинговые данные, рекламные договоры, справки о продажах и материалы выставок.

По мнению Роспатента, представленные материалы не подтверждали общеизвестность обозначения. Основаниями для отказа стали, в частности, следующие выводы:

  • на упаковках товаров доминируют иные обозначения (например, «TEOS», «Савушкин Хуторок»);
  • рекламные кампании продвигали преимущественно другие бренды;
  • маркетинговые рейтинги («NTech‑500») не доказывают существенного положения компании на рынке;
  • результаты социологических опросов признаны нерепрезентативными.

Компания утверждала, что законодательство не требует, чтобы товарный знак занимал доминирующее место на упаковке, а использование его совместно с другими брендами не препятствует признанию общеизвестности.

Суд установил, что Роспатент не дал полной и всесторонней оценки представленным материалам и сделал необоснованные выводы о «формальном» характере продаж и ограниченном географическом охвате реализации продукции. Ведомство также не учло данные о масштабах поставок, объемах продаж и территориальном охвате рекламы.

Суд отметил, что дочерние компании «Савушкин продукт», действующие в России, образуют единый источник происхождения товаров. При этом общеизвестность знака определяется осведомленностью потребителей о самом обозначении и связанных с ним товарах, а не о производителе.

Рассмотрев доводы сторон, Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент внести товарный знак «Савушкин» в Реестр общеизвестных товарных знаков Российской Федерации в отношении товаров 29‑го класса МКТУ - «молочные продукты», а  именно,  йогурт и   творог.

Кроме того, «Савушкин продукт» добился признания общеизвестности для другого своего товарного знака. Компания оспорила решение Роспатента об отказе в признании товарного знака «Брест-Литовск» общеизвестным в Российской Федерации для товаров 29 класса МКТУ (сыр и сливочное масло).

Компания ссылалась на длительное использование обозначения, значительные объемы продаж, рекламу и известность бренда среди российских потребителей. Роспатент настаивал, что «Савушкин продукт» не представил достаточные доказательства активного продвижения товаров в интернете, что не позволило административному органу в полной мере оценить степень осведомленности потребителей о бренде.

Аналогичный вывод был сделан и в отношении спонсорских и рекламных мероприятий, участия в телепрограммах, выставках и конкурсах, поскольку представленные материалы не содержали сведений о масштабах охвата аудитории, популярности мероприятий и их влиянии на формирование устойчивой ассоциации обозначения с конкретными товарами заявителя.

Однако Суд по интеллектуальным правам счел, что Роспатент фактически подменил критерий известности товарного знака критерием известности самого производителя. Учитывая значительные объемы поставок сыра и сливочного масла в РФ, присутствие продукции во всех федеральных торговых сетях, а также существенные маркетинговые затраты и масштабные рекламные кампании на федеральных телеканалах и интернет-площадках, Суд обязал Роспатент зарегистрировать обозначение «Брест-Литовск» как общеизвестное.

Ранее аналогичную позицию Суд по интеллектуальным правам занял и по делу бренда «Черкизово»: отклонил кассационную жалобу Роспатента и оставил в силе решение первой инстанции, признавшее товарный знак «Черкизово» общеизвестным в России.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.