Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
09.12.2025 в 16:10

Российский рынок GenAI к концу года составит 58 млрд рублей

К 2030 году объем рынка может достичь 778 млрд рублей

К концу года объем российского рынка генеративного искусственного интеллекта достигнет 58 млрд рублей. В 2024 году он оценивался в 13 млрд. Такие данные привели эксперты консалтинговой компании Onside и Just AI, вендора решений на базе GenAI. В расчет включены сервисы, предоставляющие доступ к большим языковым моделям (LLM) через API и подписки, платформы и инструменты для работы с LLM, а также программные продукты на базе GenAI — от генерации изображений, видео и музыки до аналитических, консультационных и интеграционных услуг. В оценку не входят расходы компаний на закупку оборудования для обучения и инференса моделей. В рамках исследования проанализировано свыше 300 компаний и проведено больше 20 глубинных интервью с участниками рынка: вендорами, разработчиками прикладных решений, крупнейшими компаниями, использующими GenAI решения.

Авторы исследования прогнозируют стремительное развитие сектора — рост более чем втрое в этом году и почти двукратное увеличение в следующем. Подобная динамика наблюдается и на глобальном рынке GenAI, где Россия следует общемировому тренду. К 2030 году объем отечественного рынка GenAI может достичь 778 млрд рублей, что соответствует среднегодовым темпам роста около 68% в 2025−2030 годах.

Реализация этого оптимистичного сценария возможна при условии успешного масштабирования корпоративных внедрений в 2026−2027 годах и преодоления так называемого «парадокса» GenAI — разрыва между высокими ожиданиями от технологий и реальными экономическими результатами их применения.

B2B-сегмент, кроме инхаус-разработки, к концу года составит 44 млрд рублей — 77% от общего объема рынка. В этом году наметился переход от этапа пилотирования проектов к промышленному внедрению, хотя пилоты по-прежнему лидируют по числу проектов. Их доля составляет 55%, на масштабирование пилотов приходится 30%, на промышленные внедрения ― 15%. Средние масштабы и количество проектов на рынке заметно выросли, что подтверждается активной работой ведущих поставщиков решений на базе GenAI. Бюджеты пилотных внедрений, как правило, находятся в диапазоне 5−15 млн рублей, не включая расходы на IT-инфраструктуру.

Сегмент B2B условно делится на две категории: горизонтальные решения, не привязанные к конкретным отраслям, и вертикальные — разработанные для определенных сфер бизнеса или для автоматизации отдельных функций. Одна из ключевых тенденций российского рынка GenAI — рост доли вертикальных продуктов и сервисов. Это соответствует общемировому тренду: по мере «взросления» рынка компании все чаще делают ставку на специализированные решения. По оценкам экспертов, в ближайшие 2−3 года именно вертикальный сегмент станет доминирующим.

Значительная доля рынка в корпоративном сегменте приходится на заказную разработку продуктов и сервисов, с кастомизацией под требования клиента. Спрос на заказные GenAI‑решения во многом обусловлен потребностью в локальном технологическом стеке, а также необходимостью интеграции с корпоративными системами и данными, что недоступно для «коробочных» продуктов. Это объясняет высокую долю On-Prem внедрений в России, которая оценивается на уровне 68%.

Развитие технологий GenAI в различных отраслях происходит неравномерно. Наибольшая активность наблюдается в банковском и страховом секторах, где совокупный объем рынка к концу года достигнет 12 млрд рублей. За ними следуют IT и технологии — около 7 млрд рублей, розничная торговля — примерно 6 млрд, и телеком — порядка 3 млрд. Уровень проникновения GenAI в банках и технологических компаниях оценивается в 80−90%. В ближайшие годы ключевым фактором роста станет широкое распространение ИИ-агентов.

Наиболее востребованные направления внедрения GenAI связаны с автоматизацией клиентского сервиса, технической поддержки, маркетинга и продаж. По данным Onside, 58% проанализированных кейсов касаются оптимизации внутренних процессов, 35% — создания дополнительной ценности и 7% — получения стратегических конкурентных преимуществ.

Фокус на оптимизацию внутренних операций отражает стратегию «сбора низко висящих фруктов», в то время как две другие группы эффектов указывают на переход рынка от пилотных проектов к промышленным внедрениям. По мере роста числа масштабных решений все более важную роль будут играть финансовые показатели: если в 2024−2025 годах они учитывались только в 28% кейсов, то основное внимание уделялось метрикам операционной эффективности (42%) и клиентского опыта и продаж (30%).

Заметный рост на рынке GenAI показывает и сегмент малого и среднего бизнеса. Для МСБ характерен переходный формат использования технологий — между моделями B2B (внедрение внутри компании или подключение к облачным сервисам через API) и B2C (подписка на облачные сервисы через браузер). В этом сегменте особенно востребованы готовые «коробочные» решения, при этом ключевую роль продолжают играть облачные сервисы. По оценкам, объем рынка B2C и микробизнеса к концу года достигнет 14 млрд рублей. Среднегодовые темпы его роста в 2025−2030 годах могут превысить динамику B2B-сегмента — 70,7% против 67,3%.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.