Sostav.ru

Карты рекламного рынка

Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot WPF
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
16.08.2019 в 16:00

От мусорного ведра до винного аэратора: рекламисты о шедеврах промышленного дизайна

Как показывает практика, гениальное все-таки чаще просто, чем сложно

12

Представители российской рекламной индустрии рассказывают, что в этом мире разнообразия и диверсификации они считают гениальным продуктом и действительно — шедевром промышленного дизайна. Не волнуйтесь, про соковыжималку Старка здесь почти ничего не будет.

Поводом для общения с рекламистами стала вот эта знакомая всем вещь.

Это сушилка для рук Dyson (к этому производителю мы сегодня еще не раз вернемся).

На одной из отраслевых конференций Никола Гуэльфо, главный дизайнер Giugiaro Design (инжиниринговая компания и одно из самых известных в мире дизайн-бюро, известное своими дизайн-проектами для автомобильной отрасли), на вопрос Sostav о том, что, по его мнению, является шедевром промышленного дизайна, ответил, что это именно вот эта сушилка.

Аргументы были просты: до нее сушилки для рук справлялись со своей главной задачей очень спорно — разлетающиеся вокруг капли, большое количество времени до полного высыхания рук.

«Неужели кто-то когда-то сушил с ее помощью руки до самого конца? Всё равно все вытирали в итоге об одежду или просто трясли руками по дороге. А ведь всего-то нужно было задуматься об источнике и мощности потока воздуха, и вот вам абсолютно гениальное решение», — рассуждал Гуэльфо.

Наверняка многие оспорят такой выбор «шедевра». Ее конструкция считается очень спорной — говорят, сушка в них только что вымытых рук лишь добавляет бактерий и «грязи».

О своих фаворитах в области промышленного дизайна рассказали эксперты рекламного рынка.


Алексей Фадеев, креативный директор Depot :

Важно понимать: любая продуктовая инновация, инновация форм-фактора, упаковки, технологического решения — всё это становится успешным только тогда, когда отвечает на реальный запрос неудобства какого-то иного решения для пользователя.

Удобна липучка-велкро? Да, однозначно удобнее пуговиц. Потому и стала столь популярной. Удобен ли приклепанный ключ для открывания алюминиевых банок? Разумеется, и потому много лет уже используется повсеместно. А, скажем, зарождающийся тренд тех же банок, но с винтовой крышкой — это удобно? На первый взгляд, лично мне кажется, что да. Но решит ли это реальные насущные проблемы — пока неизвестно. Вполне возможно, что так и останется экзотикой, не достучавшейся до реальных нужд пользователя.

Еще один момент: такие инновации часто привязаны напрямую к уровню развития технологии. Двадцать лет назад мобильник был почти роскошью, потом стал «производственной необходимостью», десять лет назад он лишился кнопок, а сейчас технические возможности гаджетов намного выше, чем компьютеров, на которых разрабатывались их прототипы. Дизайн ли это — и дизайн тоже. Удобно ли это — и удобно тоже. Но, в первую очередь, это решение стало возможным благодаря развитию технологий — а дизайн и наполнение «подтянулись» за ними.

Пример хорошего промышленного дизайн-решения — абсолютно все, что сделало вашу жизнь лучше. Даже если вы этого не замечаете. Крем и губка для обуви в одном форм-факторе. Удлиняющийся каблук на обуви — для удобства пользования педалями автомобиля (а вот мотоциклистам, кстати, это не очень удобно, как мне тут подсказали; но их меньшинство, и для них на обуви удлиняют носок — так удобнее переключать передачи). Магнитная или беспроводная «зарядка» для ноутбука, которая не портит контактный разъём и не заставляет каждый раз мучительно попадать в нужную дырочку. Или, например, бюстгалтеры с застежкой спереди — мне кажется, совершенно логичное решение. Если бы я заново изобретал этот предмет, то уж явно не делал бы ему неудобных крючков в неудобном месте.


Александр Загорский, креативный директор BBDO Branding :

Образец «нетленного» промышленного дизайна — стульчик Tripp Trapp 1972 года дизайнера Питера Опсвика для норвежского бренда Stokke. Его гениальность в вариативности: стульчик достаточно легко модифицируется в стул, то есть «растет» вместе с хозяином — фактически его можно использовать всю жизнь, так как подстраивается он и под взрослого человека. Таким образом, изобретенный почти 50 лет назад стульчик идеально соответствует современному тренду разумного потребления.

Вторая особенность конструкции стульчика Tripp Trapp — он подвигается к общему семейному столу так, что ребенок будет чувствовать себя равным в кругу семьи — еще один плюс в карму этого предмета.

Третья особенность — скандинавский дизайн, лаконичная форма, продуманная прочная конструкция — делает это предмет долговечным.

Ну и последняя, но не последняя по значимости деталь — самые маленькие пользователи этого продукта не смогут нам с вами сказать, удобен стул или нет и нравится ли им скандинавский дизайн (сомневаюсь, что детям есть до этого дело), но дело есть нам, эстетам. И мы решаем, что этот стульчик — безусловный шедевр предметного дизайна.


Дмитрий Комаров, ведущий стратег брендингового агентства DDVB :

Все гениальное просто. И часто незаметно. Настоящий шедевр промышленного дизайна — всем хорошо известная ручка Bic. Она не скатывается по столу, прекрасно лежит в руке, за счет прозрачности в ней виден остаток чернил, а еще у нее есть специальное отверстие, чтобы ручка не растекалась. Колпачок, который имеет такой же цвет, как и чернила, позволяет прицепить ручку к одежде, но самое главное — он спасает жизни людей, в том числе детей. На верхушке колпачка находится небольшое отверстие. Если вдруг он окажется в трахее человека, то через отверстие будет поступать минимальная доза кислорода, необходимая до приезда скорой.

Это маленькое умное решение ежегодно спасает жизни сотням детей и взрослых, вот почему его поддержали практически все крупнейшие бренды ручек, а Британский институт стандартов внес поправку в свои рекомендации по их производству и использованию.

Владимир Лифанов, креативный директор брендингового агентства «Супрематика»:

Шариковая ручка. Потому что до этого использовали громоздкое капающее перо с чернилами. Чтобы писать требовалось определенная сноровка и условия вокруг (чернильница, стол, само перо, так еще и просохнуть листу требовалось). А с шариковой ручкой все в разы проще.


Иван Дергачев, Partner, The Clients :

Говорят, дизайнеры Apple потратили много времени, чтобы коробка с айфоном доставалась с определенным усилием, определенное количество секунд и с определенным звуком. Unboxing может быть продуманным процессом (и даже сутью продукта, как куклы LOL). Поэтому я выбрал именно банку сгущенки.

Невероятно манящая и одновременно запретная. Вроде так близко, но тебе понадобится консервный нож. Такая нежная, но можно порезаться. Она всегда видна издалека. Ее можно кинуть в кастрюлю и сварить, получив совсем другой продукт. Но это не каждому дано, ведь в неумелых руках она может взорваться. Это одновременно красиво и уродливо, функционально и недоступно. Пожалуй, это идеальный продукт для неидеального времени.


Илья Кириленко, арт-директор Getbrand :

В поисках примеров шедевров промышленного дизайна, совмещающих эстетику и функциональность, главное не наткнуться на, казалось бы, очевидный пример с триллионной капитализацией под названием корпорация Apple.

Ведь магическая золотая пыль под названием маркетинг, покрывающая все продукты Apple толстым слоем, зачастую скрывает очевидные прорехи в удобстве использования, как, например, «выдающийся» дизайн моноблоков Apple iMac, к портам которых нужно всегда тянуться наощупь, или упомрачительный дизайн компьютерных мышей Apple Magic Mouse, зарядный кабель которых подключается снизу, тем самым делая невозможной работу при заряжающемся аккумуляторе. Расскажу лучше о более правильном примере, доказавшем абсолютную пользу в моем быту.

Признанный мастер промышленного дизайна немец Дитер Рамс еще в далеких 1980-х годах вывел основополагающие принципы дизайна, определяющие подход к «хорошему дизайну». Это инновационность, удобство использования, эстетичность, понятность для потребителя, ненавязчивость, честность, актуальность, продуманность, экологичность и…как можно меньше дизайна. Наиболее знаковыми для меня вещами, в которых отлично уживаются все эти принципы, являются универсальная система полок Vitsoe 606, разработанная Дитером Рамсом в 1960-х годах и сделанная позднее модульная система хранения Algot дизайнера Фрэнсиса Кэйотта, вдохновленная, как я убежден, именно Vitsoe 606, хоть и использующая несколько иной функционал.

Именно система Algot, успешно продающаяся в IKEA по всему миру, уже несколько десятилетий решает извечную проблему среднестатистического жителя современного мегаполиса — проблему хранения вещей. Главное преимущество обоих систем — модульность, а также максимальный функционал на минимальной площади.


Илья Прямилов, креативный директор Leo Burnett Moscow :

Сегодня в мире есть огромное количество предметов, о дизайне которых можно написать целый трактат. Взять тот же Dyson. Он в целом поменял представлении о бытовых приборах, работающих с воздухом, переосмыслил уже существующие идеи и предложил совершенно новые —намного совершенней тех, которыми мы привыкли пользоваться.

Но, на мой взгляд, стоит обратить внимание на те вещи, которыми мы начинаем пользоваться только после того, как их увидели, даже если сфера применения не была нам близка. Teenage engineering — яркий пример такого дизайна, когда тебе хочется начать делать что-то новое только ради того, чтобы обладать их продуктами. Многие стали писать электронную музыку после того, как увидели OP-1. Такой дизайн расширяет наш кругозор, дает возможность получить новый опыт. Этот подход в целом влияет даже на наш выбор интересов/хобби. Сферы, закрытые для нас ранее, становятся доступными с новыми вещами, которые очень упрощают их освоение и ломают стереотипы о том, что это сложно. Теперь это просто красиво.


Алена Панкратова, арт-директор Getbrand :

Как говорится, потребитель голосует рублем или иной валютой. Невозможно заставить людей десятилетиями покупать неудобные вещи. Поэтому к шедеврам промышленного дизайна я бы отнесла, к примеру, регулируемую лампу Luxo, которая стала символом Pixar. Она продается с 1937 года. Или кресло-мешок, которое год назад отпраздновало свое пятидесятилетие.

Сейчас трудно себе представить, что настольной лампы с регулировкой положения не существовало. Первая Luxo L-1 была разработана норвежским промышленным дизайнером Яком Якобсеном. Ее механизм с тех пор практически не изменился. Универсальный нестареющий дизайн — это, в первую очередь, продуманная функциональность. Лампа не требует фиксации благодаря выверенной балансировке. Длинный кронштейн позволяет работать даже за большим столом. Поворотный механизм плафона всегда направляет свет туда, куда это необходимо. Сейчас в функционал лампы добавлена возможность регулировать яркость освещения, что делает ее еще более универсальной и для работы, и в качестве предмета интерьера.

Что касается кресла-мешка, оно появилось примерно в одно время с мини-юбкой и тоже стало неким символом новизны и свободы. Его изобретение связано с отказом от привычного «дизайна предметов» в пользу «дизайна поведения». Кресло повторяет формы тела сидящего (или лежащего), чем дарит удобство невозможное в мебели стандартных форм. К тому же выполненное из самых различных материалов, оно отлично вписывается во множество интерьерных стилей.


Елизавета Катанская, креативный дизайнер Getbrand :

К шедеврам промышленного дизайна я отношу бутылку для соевого соуса kikkoman. Стал хрестоматийным, и его можно даже использовать в инфографике при изображении соевого соуса. Соус не стекает по бутылке, легко наливается и дозируется. Очень продуманный дизайн, сочетающий удобство и красоту. Не менее хрестоматийный пример промдизайна: соковыжималка Филипа Старка. Но в этом случае эстетическая сторона все-таки превалирует над функционалом, сок выжимать с ее помощью вряд ли очень удобно. Не могу не сказать про два легендарных стула: классический венский стул, который сочетает в себе максимум удобства и эстетики, и классический стул Баухаус, ставший прототипом доброй половины современной офисной мебели. Это пример абсолютной лаконичности в сочетании с невероятным удобством и эргономикой.

Я очень ценю продуманный дизайн для маленьких пространств. Мой фаворит в этой сфере — мусорное ведро, которое в сечении представляет собой прямоугольник, что значительно экономит место в кухонной мебели по сравнении с его круглыми аналогами. По теме упаковки добавлю еще два примера: чайные «палочки» вместо пакетиков, избавившие нас от чайных ложек, и упаковка чипсов Pringles, благодаря которой чипсы не ломаются и их очень удобно есть.


Наэля Нуриева, аккаунт-директор брендингового агентства Clёver Branding :

Я бы отметила весь модельный ряд Дайсона. Все их новинки удачны в усовершенствовании. Но если остановиться на одном, то пусть это будет беспроводной пылесос. Там, где дети, животные и много мебели, беспроводная «палка» — очень нужное изобретение. На мой взгляд уступает роботам-пылесосам, если для семьи. И не занимает много места. Бесшумный, мощный, умный, это не про дизайн, но не могу не отметить и технические характеристики.


Дмитрий Семенов, креативный директор 2SHARP :

Я бы хотел рассказать о соковыжималке Филиппа Старка, которая состоит в коллекции МОМА и стала иконой дизайна, изменившей представление о том, как может выглядеть кухонная утварь.

Известно, что функционально это далеко не самая лучшая соковыжималка, но если учесть историю того, как она придумалась и для чего — то всё становится немного проще. Родилась она из контекстной ситуации, которая требовала сок. Однажды Филипп Старк ужинал кальмарами в Италии и обнаружил, что ему не хватает лимона. Дальше произошло пересечение поля лимона, лимонного сока и кальмара — так родилась соковыжималка в форме кальмара.

Мне лично в ней нравится то, что она ломает не только представление, но и то, что для многих из нас соковыжималка — некий механизм — здесь же это абсолютно статичный предмет, что ломает парадигму. А еще она стала одним первых примеров того, что предмет дизайна может стоить не дороже $100. Так её цена никогда не превышала эту отметку.


Андрей Губайдуллин, основатель и креативный директор агентства «Восход»:

Я все жду автоматического заправщика пододеяльников. Вот будет шедевр и огромный успех.

А так это офигенно простая штука. Аэратор вина. Засунул в бутылку, включил пузырьки и через минуту получаешь вино, которое уже подышало.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.