Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Почему даже в хорошие времена брендам нельзя терять контроль над репутацией

Кто управляет образом компании, если она не делает этого сама

1
Валентин Пахомов, Sidorin Lab

При выборе товаров и услуг большинство покупателей обращают внимание на репутацию бренда — по данным одного из профильных исследований, этот фактор важен для 73% клиентов. Тем не менее многие компании до сих пор не выстраивают системную работу по управлению репутацией в сети (ORM — Online Reputation Management). Почему это важно и кто формирует образ компании, если она не делает этого сама, Sostav рассказал публичный эксперт по сложным продажам и клиентскому развитию Sidorin Lab (SL) Валентин Пахомов.

Хорошая репутация бренда ― не случайность

Репутация бренда формируется из опыта всех, кто с ним взаимодействует — клиентов, пользователей, сотрудников, соискателей и партнеров. Каждый контакт, будь то покупка, обращение в поддержку или чтение новости о компании, оставляет след в восприятии аудитории. На общий имидж влияет не только реальный опыт, но и то, как бренд выглядит в информационном поле — в поисковой выдаче, соцсетях, СМИ и на отзовиках.

Хорошая репутация бренда — это результат системной работы, последовательной коммуникации и готовности быть честным с аудиторией. Компании, которые на протяжении лет строят открытые отношения с клиентами, сотрудниками и обществом, получают запас доверия.

Так, например, «Сбер» выстраивает доверие десятилетиями — через постоянное взаимодействие с пользователями, ESG-инициативы и работу с обратной связью. В ноябре 2016 года, когда в WhatsApp*(*принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России) распространилась ложная информация о массовой блокировке счетов, банк столкнулся с масштабной волной негатива. Благодаря выстроенной стратегии управления репутацией «Сбер» смог быстро отреагировать, опровергнуть слухи и вернуть контроль над ситуацией.

А вот история Nokia — противоположный пример. Даже сильный и культовый имидж не спасает, если компания перестает работать над коммуникацией и обновлением бренда. После лидерства на рынке мобильных телефонов Nokia долго игнорировала изменения в технологиях и запросах аудитории. Со временем бренд утратил актуальность в информационном поле, а вместе с ней — доверие пользователей и позиции на рынке.

Если компания не управляет своей репутацией, это делают другие — пользователи, конкуренты и алгоритмы поисковых систем. Каждый отзыв или обсуждение в соцсетях формирует восприятие бренда, а поисковые системы усиливают наиболее обсуждаемые темы, независимо от их достоверности.

По данным исследований, 95% россиян читают отзывы перед покупкой в интернете. Один неудачный комментарий или эмоциональный пост, способен повлиять на решение десятков потенциальных клиентов. Если не заниматься SERM (Search Engine Reputation Management) — системной работой с поисковой выдачей и контентом о бренде, — в топе могут оказаться устаревшие или искаженные публикации. Так часто происходит с ресторанами или онлайн-сервисами, которые теряют аудиторию после появления вирусных негативных отзывов на картах и отзовиках.

Как выстраивать доверие аудитории и поддерживать его долгосрочно

Системная работа с репутацией позволяет бренду контролировать свой образ на рынке, сохранять доверие аудитории и устойчивость бизнеса даже в сложных ситуациях. Для этого нужно заниматься ORM непрерывно на всех его этапах.

Мониторинг ― отслеживание упоминаний о бренде и их тональности в сети с помощью специальных систем вроде Brand Analytics и «Медиалогии». Объектом мониторинга может быть что угодно — упоминания бренда, его представителей, отрасли, конкурентов или конкретных инфоповодов.

Аналитика ― определение болевых точек и тем, вызывающих позитив или негатив. Это фундамент для формирования стратегии. Когда понятно, с чем работать, можно подобрать эффективные инструменты — подготовить тематические публикации, запустить ивент-маркетинг или обновить программу лояльности.

Реагирование — это работа с обратной связью: ответы пользователям, уточнение информации и официальные комментарии от лица компании. На этом этапе важно оперативно решать спорные ситуации, корректировать неточности и снижать уровень негатива.

Работа с поисковой выдачей (SERM) — создание и продвижение позитивного контента о бренде. Команда подготавливает интервью, кейсы, обзоры, корпоративные новости и истории клиентов и размещает их на UGC-площадках, в СМИ и социальных сетях. Такие публикации помогают вытеснить из поисковой выдачи устаревшие или негативные материалы и формируют позитивный информационный фон.

Антикризисный PR — оперативные действия при репутационных рисках. Позволяет быстро реагировать на фейки, жалобы и негативные публикации, снижая их влияние. Важно иметь заранее подготовленный сценарий и действовать последовательно.

Инфлюенс-маркетинг — работа с лидерами мнений и амбассадорами, которые помогают формировать позитивное инфополе и усиливать доверие аудитории. Этот блок работ наиболее эффективен, когда инфлюенсеры разделяют ценности бренда.

Борьба с недостоверным негативом — выявление, нейтрализация и удаление ложной информации о компании. Как правило, используются досудебные обращения, запросы на удаление и деиндексация материалов. Поддержание позитивного инфополя снижает влияние единичных негативных публикаций.

Чтобы сформировать положительный образ компании, мы не используем негатив о конкурентах. В ORM важно работать не против кого-то, а за клиента — улучшать сервис, повышать качество коммуникации и опыт взаимодействия. Когда компания системно развивает эти направления, она естественно выходит на новый уровень.

Системно работать с репутацией можно по-разному — самостоятельно или с помощью подрядчиков. Все зависит от масштаба бизнеса и ресурсов.

Небольшим компаниям с локальными задачами по ORM обычно достаточно усилий штатного маркетолога.

В среднем бизнесе эффективнее распределить роли: назначить ответственного за репутацию в штате, а рутинные задачи передать подрядчику. В этом случае внутренний специалист контролирует процесс и дает обратную связь, а внешняя команда обеспечивает скорость и объем работы.

У крупных компаний чаще всего есть инхаус-команды. При этом часть задач все же можно доверить подрядчику, например, когда нужно быстро подготовить аналитический отчет или провести масштабное исследование.

Как правило, агентство быстрее справляется с мониторингом и реагированием на большой поток упоминаний — все решает опыт и отлаженные процессы. Но результат зависит не только от подрядчика: важно, чтобы компания вовремя делилась актуальной информацией и была на связи по всем вопросам.

Как это работает на практике: кейс SL

Клиентом SL была крупная строительная компания, о которой в поисковой выдаче появлялся неконструктивный негатив. Отдельные покупатели публиковали претензии, не подтвержденные фактами, а недобросовестные юристы использовали эти истории как повод для рекламы услуг по возврату неустоек. В итоге вокруг бренда формировалось искаженное информационное поле, влияющее на его репутацию.

В SL собрали и проанализировали упоминания о компании, после чего разработали стратегию по восстановлению репутации. В поисковой выдаче усилили позиции позитивных и достоверных материалов и скорректировали информацию, которая вводила пользователей в заблуждение. Большую часть негатива удалось вытеснить, благодаря чему снизилась частота обсуждений спорных тем, и восприятие бренда постепенно вернулось к нейтральному и позитивному.

По динамике упоминаний видно, как за шесть месяцев негатив постепенно сменился позитивом и нейтралом

Почему важна стратегия, а не разовые действия

Репутацию невозможно удержать хаотичным применением инструментов, она требует стратегии — с целями, метриками, обновлением и постоянной работой с данными. Один положительный пресс-релиз не перекроет негатив в отзывах, а единичный пост в соцсетях не заменит системную коммуникацию.

Без системы бренд не сможет своевременно реагировать на ситуации, опасные для репутации. В лучшем случае реакция будет запоздалой и неэффективной. Если же заранее продумать план действий на случай кризиса, справиться с ним будет гораздо проще.

Без системы нельзя корректно оценить текущее состояние репутации бренда. Для этого нужно регулярно собирать и анализировать данные, отслеживать динамику упоминаний и оперативно устранять проблемы, пока они не переросли в кризис. Без выстроенного процесса на запуск анализа потребуется время, результаты будут обрывочными, а выводы — неполными.

Сильная репутация помогает компаниям не только в кризис, но и в периоды роста. Она снижает зависимость от рекламных расходов, облегчает выход на новые рынки, укрепляет переговорные позиции и защищает от неожиданностей. Такие результаты можно получить и сохранить, если использовать долгосрочную стратегию ORM.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.