Азиатские рекламные фестивали не так хорошо известны российскому рекламному сообществу, как фестивали европейские или североамериканские. Между тем, юго-восточная Азия - это новая Мекка рекламного креатива, генерирующая бюджеты, идеи и всемирно известные кейсы. Тому примером послужил недавно завершившийся в Южной Корее фестиваль Ad Stars, красочный репортаж с которого специально для Sostav.ru написал Евгений Чарский ( Charsky Studio), член жюри фестиваля и основатель одноименной студии дизайна.
Ad Stars - это уникальный ежегодный рекламный фестиваль, проходящий в замечательном южнокорейском городе Пуссане, который находится прямо на берегу Японского моря. Это все, я естественно понимал еще и до своей поездки туда. И конечно, ни фестиваль, ни Пуссан меня не разочаровали. Все было необычайно здорово.
От Москвы до Пуссана по прямой почти 7000 км. Но китайские авиакомпании прямых путей не ищут. И, поэтому сделав небольшой крюк в пару тысяч километров, мы совершили транзитную остановку в Гуанджоу, в Китае (на целые сутки между прочим). Это, кстати, отдельная фантастическая история и тоже тема для очень интересного репортажа. Но сейчас – рассказ о Пуссане, от магии которого я еще окончательно не отошел, да и вряд ли когда отойду.
Четыре фантастических дня, насыщенные полезными и интересными мероприятиями, новыми знакомствами, спорами, беседами и просто тусовками пролетели как один. Фестивальная жизнь всегда прекрасна, особенно когда вокруг абсолютный «рекламный интернационал». Конечно, основную массу участников составляли представители азиатского рекламного мира. Но тем это и интереснее, особенно для европейца.
Вообще, когда у тебя на глазах происходит такое смешение абсолютно разных культур, это впечатляет. Как завораживает и высокий уровень, тонкость, необычная аутентичность и одновременно абсолютно европейская трендовость корейского, китайского, филиппинского, японского и африканского дизайнов. Когда видишь, как мировые европейские тренды, школа, принципы накладываются на колоссальный древний азиатский базис, переосмысливаются по-новому и становятся еще тоньше и острее, это действительно поражает.
Азиаты очень быстро и успешно учатся у европейцев и во многом уже превосходят своих учителей. Представьте (в порядке бреда), что бы выдали нам Ци Бай-ши или Хокусай, закончив современную европейскую школу дизайна… Даже страшно подумать, насколько бы это было фантастично и прогрессивно! Когда происходит такое смешение сравнительно молодой европейской и древнейшей азиатской культур, есть чему удивляться. Это все касается как самих работ-финалистов, так и атмосферы фестиваля, его интересных мероприятий и красочных церемоний.
День первый.
Мысленно я еще в Гуанджоу, но самолет уже катит по посадочной полосе аэропорта Пуссана. Красивый, абсолютно европейский аэропорт с очень ясной и понятной навигацией. И здесь говорят по-английски, ура! В Китае это было проблемой.
Мой отель Seacloud. Что тут скажешь – прямо на берегу японского моря-океана (до Японии 200 км, ходит паром). За огромным окном во всю стену – настоящий океанский прибой (до воды 100 м). А если бы номер был пониже этажом, из него можно было бы прыгнуть прямо в бассейн. Но зачем бассейн, когда рядом такое фантастическое море? Пошел купаться. А что касается фестиваля, так он начнется только завтра, и у меня еще есть полдня и даже ночь на «разграбление» удивительного города.
Днем – это типичный город-курорт на берегу моря – пляж, кафешки, лавочки, вся экзотика для туристов – пожалуйста. Ночью – это город-порт, город-загадка со своей особенной ночной жизнью. Все запредельно красиво – смесь иероглифов и латиницы на светящихся вывесках, отражения огней в море и лужах, люди. Много разных людей. Полный фоторепортаж будет на сайте проекта «Sleepless in Busan» adstars2015.com, который мы запускаем вместе с организаторами фестиваля AD STARS сегодня.
День второй.
Начался фестиваль. Сходил на выставку финалистов. Работы впечатляют. Многие работы уже известны по другим международным фестивалям, но также встречаются и удивительные «местные» проекты.
На обратной дороге в наш фестивальный автобус поднялся импозантный мужчина в полном расцвете сил, пообщался со всеми на хорошем английском и стал что-то писать в телефоне. Это и был Влад Васюхин, известный представитель российского рекламного мира. Мы познакомились и стали «работать» вместе. Влад со всеми общался, а я фотографировал. Так я стал неофициальным фотографом фестиваля, получив с подачи Влада забавное прозвище Cameraman.
Влад Васюхин, креативный директор агентства Zen Media, член жюри Ad Stars
Отличная площадка - выставочный центр, удобный и современный. Великолепная навигация, четкая работа фестивальных служб, ненавязчивая охрана. Фестиваль хорошо "одет" - его эмблемы на фасаде и на рекламных конструкциях вокруг и внутри здания. Атмосфера события. Хорошая программа. Представлены важные для индустрии лица среди спикеров.
Что озадачило:
Было много технических сбоев во время церемонии награждения. Вообще церемония прошла невероятно скучно. Пришлось спасаться бегством в интернет. В результате я так и не понял - кого наградили и за что? Очень вяло прошла вечеринка по случаю закрытия Ad Stars: гостей собрали на набережной, напоили пивом и накормили, но никакой развлекательной программы, шоу или объединяющего ведущего не было. Кстати, церемония открытия прошла очень живо - на ней выступили мэр Пусана и министр культуры и туризма Кореи, своим присутствием продемонстрировав статус фестиваля.
Для фестиваля очень важна тусовка, возможность неформального общения, а это было организаторами как-то не очень продумано. Тем, кто соберется на Ad Stars в будущем году, я бы обязательно посоветовал несколько дней уделить Сеулу. Город очень интересный! В этом августе там одновременно проходило несколько больших выставок - Уорхола, Диора, Ботеро, Модильяни, Фриды Кало. Москва может только завидовать! Поскольку у меня довольно богатый фестивальный опыт, могу сказать, что Ad Stars, безусловно, хороший фестиваль, но ему есть куда расти и совершенствоваться. Российским агентствам нужно выставлять туда работы, тем более, что участие бесплатное, что редкость для международных фестивалей».
И вот мы вместе с Владом на церемонии открытия. Все очень достойно и красиво. Официальная часть включала выступление министра культуры и многих известных в рекламном мире людей. А развлекательная программа удивила фееричным выступлением корейских певиц, бесподобно исполнивших американские хиты. В общем, гости и участники остались довольны (особенно потрясающей кухней).
В автобусе, на обратном пути, было невероятно насыщенное общение с нашими новыми австралийскими, африканскими и корейскими друзьями, разговоры о рекламе, дизайне, что, где и как… Бренды, над которыми мы работаем, как правило у всех одинаковые, а вот задачи и подходы разные, везде своя специфика, так что было, что обсудить. Вечер продолжился в аккредитованном баре Geсkos (All drinks for the guests of the festival included). Было весело.
День третий.
Освежающее утреннее купание, прогулка по дневному Пуссану… И мы опять в выставочном центре Bexko, где проходили семинары таких гуру, как Jose Miguel Sokoloff и Hao Wei. Я послушал крутые мастер-классы об использовании музыки как инструмента в рекламе, о настоящем маркетинге в жизненных ситуациях и даже о тактильных ощущениях в рекламе одежды. И пошел купаться.
О российских победителях Young Stars читайте здесь
Вечером опять рекламная party, на ней мы познакомились с молодыми российскими креативщиками (это они на следующий день получат специальный приз Young Stars. Поздравляем, коллеги!) А пока они выглядели замученными и уставшими после тяжелейшей работы-соревнования по брифу Samsung.
Петр Фарбей, стратег, победитель Young Stars 2015 Special Award
По поводу своего проекта могу сказать, что даже если бы у нас было больше времени на задание, глобально мы бы ничего не поменяли. Идея идеально бьется с брифом и решает клиентскую задачу с минимальным вложением средств. Дополнительное время можно было потратить только на арт-дирекшн, более качественную отрисовку визуальных материалов. Теория фестиваля состояла из мастер-классов и воркшопов, и первая же лекция с патетичным названием «Уроки, которые я вынес, работая всю жизнь в рекламе» от Jose Miguel Sokoloff, креативного директора Lowe Columbia дала альтернативный взгляд на мир классических коммуникаций. Господин Sokoloff делает в родной Колумбии невероятные вещи: рекламными методами останавливает гражданскую войну в стране (гуглите кейс Creativity Fights Back). И более того – получает за это фестивальные награды! Такие кейсы доказывают, что возможности рекламы поистине необъятные. А нам всем полезно иногда оторваться от ежедневной продажи одинаково безликих товаров корпораций и подумать над социальными задачами, которые действительно (а не фестивально!) поменяют что-то в жизни людей к лучшему.
День четвертый.
Заключительный день фестиваля. Церемония закрытия и награждения победителей. Вот здесь 2015 AD STARS Winner List. Многие из «неспящих в Пуссане» все-таки настолько устали, что крепко спали в тот момент, когда прозвучали имена финалистов. А ведь впереди нас еще ждала финальная party на берегу моря. Но, как известно, русские не сдаются…
Гран-при взяли уже известные по Каннам ролики “Like a girl” от Leo Burnett Toronto, Chicago, London/Holler и “Mistakes” от Clemenger BBDO. Первый – за мощный фокус на потребителя, второй – за прекрасную режиссуру и эмоциональность.
Проект Mistakes для транспортного агентства Новой Зеландии
Кампания #LikeAGirl" для бренда Always
День пятый.
Лечу в Москву. Снова через Гуанджоу. Опять в безумное китайское метро, где никто меня не понимает. Другая планета. После курортного, расслабленного, фестивального Пуссана…