Больше 60% опрошенных топ-менеджеров малых предприятий в России говорят, что CRM-системы, искусственный интеллект (ИИ) и предиктивная аналитика повышают эффективность бизнеса. На практике такие инструменты регулярно применяют только 25−30% респондентов. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование бизнес-школы МИРБИС и IT-компании «Сбер бизнес софт».
Каждая пятая компания использует искусственный интеллект без CRM. 10% намерены запустить чат-боты без клиентской базы.
62,5% предпринимателей уже внедрили электронный документооборот, 49,5% — CRM, 47,6% — искусственный интеллект, 31,2% — системы управления задачами (Trello, Notion), 28,8% — онлайн-бухгалтерию.
В стартапах основной проблемой является нехватка средств, в более зрелых организациях — сопротивление сотрудников и сложность интеграции технологий. Молодые компании ориентируются на рост и захват рынка, зрелые — на оптимизацию процессов и сокращение издержек. Чат-боты у стартапов работают как канал продаж, а в крупных компаниях позволяют разгружать колл-центры.
Среди предпринимателей, внедривших искусственный интеллект, 6,9% готовы вложить больше 10% оборота в цифровизацию. Среди тех, кто еще не внедрял ИИ, таких 17,6%. Авторы исследования говорят о том, что владельцы бизнеса без практического опыта завышают ожидания от технологий, а те, кто уже провел пилотные внедрения, подходят к инвестициям осторожнее. Почти треть опрошенных не намерены вкладываться в цифровизацию в этом году.
Ранее сообщалось, что объем рынка искусственного интеллекта в России вырастет втрое к 2029 году, до 516 млрд руб.
