По мере роста бизнеса российские предприниматели все чаще применяют несколько цифровых инструментов. 57% респондентов используют мессенджеры и приложения с заметками, 28% — офисные пакеты и программы для онлайн-встреч, 27% — отдельные CRM-системы. Об этом говорится в исследовании МТС Optimus и «Авито Услуг», которое есть в распоряжении Sostav.
48% предпринимателей нужна оптимизация издержек на маркетинг и лидогенерацию, 27% — автоматизация коммуникаций. Среди сложностей 33% выделяют создание и продвижение сайтов и онлайн-рекламы, 21% — трудности в освоении новых технологий, 10% — высокую административную нагрузку.
При выборе решений 40% предпринимателей ориентируются на наличие функций лидогенерации, 39% — на низкий порог входа, 24% — на интеграцию с уже встроенными мессенджерами и собственными CRM-системами, 23% — на защищенность сделок.
Платформенные решения позволяют предпринимателям закрывать основные задачи, поэтому многие владельцы бизнеса выбирают платформы с готовой инфраструктурой для ведения дел «под ключ». Так, в 2025 году на площадке «Авито Услуги» выросло число предложений в разных категориях. Перспективным направлением стали грузоперевозки по городу и между странами: предприниматели выбирали эту сферу в 9,5 и 5,6 раза чаще соответственно.
Развитие онлайн-форматов и дистанционного обучения повысило интерес владельцев бизнеса к образовательным услугам. Число объявлений от преподавателей иностранных языков увеличилось в 6,4 раза. Педагоги по музыкальному и театральному искусству предлагали свои услуги в 6,2 раза активнее.
Еще одна важная для предпринимателей ниша — деловые услуги, связанные с маркетингом и продвижением бизнеса. Эксперты, готовые работать с маркетплейсами, сервисами объявлений и онлайн-картами, публиковали в 5,2 раза больше объявлений. За SEO-оптимизацию сайтов и контекстную рекламу для привлечения новых клиентов специалисты брались в 4,6 раза активнее, за продвижение в соцсетях — в 4,3 раза активнее.
Исполнители стали чаще предлагать услуги в сегментах ремонта техники и строительных работ. Предложений о ремонте холодильников и морозильных камер стало больше в 4,7 раза, по аренде оборудования — в 4,5 раза, о проведении земляных работ — в 3,1 раза, о проведении кровельных и электромонтажных работ — в 2,9 раза.
В опросе участвовали 2,5 тыс. представителей малого и среднего бизнеса, проживающих в России.
