24.10.2011

Аудитория печати: где убывает и куда прибывает

Полный отчет по динамике AIR крупнейших печатных изданий России

Фото procella.ru

В последнее время все больше разговоров о том, что рынок печатной прессы чувствует себя не лучшим образом - сегменту так и не удалось выйти на докризисный уровень рекламных доходов, бюджеты постепенно перетекают в другие медиа, а аудитория все чаще предпочитает потреблять печатный контент с экранов компьютеров или мобильных устройств. Новый виток внимания к проблеме спровоцировало решение крупнейшего рекламного селлера страны «Видео Интернешнл» закрыть с нового года собственное подразделение печатной прессы в виду отсутствия рентабельности бизнеса.

Сложившаяся на рынке ситуация вынуждает уделять особое внимание бумажной прессе, и на этот раз мы представляем вашему вниманию отчет по объему аудитории печатных изданий, подготовленный компанией TNS Россия в рамках исследования National Readership Survey.

Основной единицей исследования является AIR (Average Issue Readership) – показатель, используемый при подсчете среднего количества читателей одного номера издания - в абсолютном значении (тыс. чел.) или в процентах от населения. В рейтинге сравниваются данные второй и третьей волны исследования (декабрь 2010-апрель 2011 и март 2011–июль 2011 соответственно).

Широко представленные в сегменте ежедневных газет деловые и общественно-политические газеты - «Ведомости», «Коммерсант», «РБК daily», «Российская газета» - либо стагнировали по аудитории на протяжении означенного периода, либо ощущали снижение аудиторного показателя. Исключение составляет лишь газета «Известия», которая сумела немного прибавить по числу читателей в Москве и Петербурге после переориентации в бизнес-формат. Мы уже отмечали, что изданию удалось также существенно улучшить свои позиции в рейтинге цитируемости СМИ.

Популярные ежедневные газеты, наоборот, заметно прибавили за отчетный период. Так, газета Metro, согласно отчету, увеличила показатель по Москве на 0,9%, и достигла отметки в 10,4%, или почти 960 тысяч читателей одного номера. Менее заметный, но все же рост отметил «Московский комсомолец», прибавивший и по России, и по Москве отдельно 0,1%. Один номер этого издания в среднем по стране читают в более 1,084 миллиона человек, причем более половины приходится на столицу.

ОБЪЕМЫ АУДИТОРИЙ ИЗДАНИЙ. ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ

В сегменте еженедельных газет отрицательную динамику показали и общественно-политические издания, и спортивные, и даже таблоиды. Исключение составил популярный сборник головоломок «777» (значительный рост и в регионах, и в столицах, аудитория одного номера по России – почти 5,2 миллиона человек против 4,96 миллиона за предыдущий отчетный период). Небольшой рост по России продемонстрировала «КП – Толстушка», однако в столицах ее показатели снизились.

Телегиды и еженедельные журналы для женщин за отчетный период ушли в минус (за исключением «ОК!» и «Hello!»), причем в абсолютных значениях наиболее заметное падение пережило самое популярное издание «Антенна-ТелеСемь» - по России снижение составило 0,8%, с 11 миллионов читателей одного номера до почти 10,6 миллиона. Разнонаправленный вектор по аудитории показали политико-экономические издания: в минус ушли «The New Times», «Ъ-Деньги», «Итоги», «Огонек»; заметно прибавили «Ъ-Власть», «Компания», «Профиль», а также и оба флагмана издательского дома «Эксперт» - журналы «Эксперт» и «Русский репортер».

Глянцевые ежемесячники, как ни странно, демонстрируют рост практически по всем тематикам: женские, автомобильные, спортивные, музыкальные журналы, а также издания про путешествия. В числе нарастивших аудиторию – Cosmopolitan, Burda, Elle, Esquire, Marie Claire, Playboy, National Geographic, Top Gear, Rolling Stone и другие.

Хуже всего чувствуют себя мужские издания – снижение показателя AIR отмечено у Maxim, FHM, Men’s Health. Бизнес-журнал Forbes при сокращении общероссийской аудитории увеличил число читателей в двух столицах. Ну и, наконец, флагман издательского дома «Вокруг света», куда в скором времени переберутся самые ценные кадры «ВИ-Пресс», также ушел в минус – и по России, и в столицах.

Читать также:

SOSTAV.RU Интернет и наружка сильно прибавили по числу рекламодателей
SOSTAV.RU Бумажная пресса: спасти сложно, помочь переродиться - можно
SOSTAV.RU Интернет может перерасти наружку и прессу уже осенью

Эльдар Соколов, Sostav.ru