Россияне боятся летать. Самым дорогим и опасным видом транспорта россияне считают самолеты
Самым дорогим и опасным видом транспорта россияне считают самолеты, таковы результаты исследования, проведенного ВЦИОМ. В то же время воздушный транспорт считается наиболее комфортным. Сами авиакомпании уже почти убедили пассажиров в том, что билет на самолет может быть доступным, но в то, что по статистике самолеты самый безопасный вид транспорта, пассажиры поверят нескоро.
Лидером пассажирских перевозок в России остается автомобильный транспорт, им пользуется 82% опрошенных россиян, показало исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). На втором месте по популярности железнодорожный транспорт, которым пользуются 64% россиян.
Авиационные и водные перевозки охватывают 15% и 13% респондентов соответственно.
Причины такой непопулярности воздушного транспорта понятны. 84% россиян считают его самым опасным и самым дорогим видом транспорта. В то же время по результатам опроса выяснилось, что самолет большее число респондентов считает наиболее комфортным для путешествия.
Преимущества воздушного транспорта неоспоримы.
"Главное преимущество гражданской авиации - временной фактор. Ни одним другим видом транспорта не может быть обеспечена подобная скорость доставки пассажира из одного пункта в другой, особенно если речь идет о средне- и дальнемагистральных маршрутах",- говорит начальник департамента маркетинга и анализа коммерческой деятельности "ВИМ-авиа" Максим Васин.
При этом для большинства пассажиров, которые не боятся летать, это действительно самый комфортный транспорт. "Удобный салон, возможность посмотреть какието фильмы, прессу",- говорит пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал.
Общественное мнение в отношении небезопасности воздушного транспорта не совсем соответствует реальному положению дел. По данным Федеральной службы государственной статистики, на протяжении последних лет число авиационных происшествий занимает лишь третье место среди всех видов транспорта.
Так, в 2005 году произошло 223 происшествия на автомобильном транспорте, 42 на морском, 12 на воздушном и пять на железнодорожном транспорте. Число погибших в автомобильных происшествиях составило 34 тыс. человек, на воздушном - 56 человек. По мнению Сергея Быхала, причина в том, что путешествуя воздушным транспортом, человек испытывает переживания, отрываясь от привычной стихии. Не последнее место в формировании такого мнения играет и пристальное внимание к авиакатастрофам СМИ. "В год в ДТП гибнет 35 тыс. человек.
Но при этом никто не боится ездить. Эта цифра несопоставима с количеством погибших за всю историю гражданской авиации",- говорит Быхал. В то же время после терактов в лондонском и московском метро или катастроф на железнодорожном транспорте такой паники не наблюдалось, продолжает представитель "Трансаэро". Кроме того, воздушный транспорт является самым защищенным.
Ни на одном другом виде транспорта пассажир и багаж не проходят такого тщательного досмотра и контроля.
Несмотря на сложившееся мнение о высокой стоимости авиабилетов, и с этим стереотипом авиакомпании пытаются бороться. "Воздушный транспорт всегда был самым дорогим по объективным причинам: затраты авиакомпаний на технику, обслуживание, топливо значительно выше, чем у других транспортных компаний",- говорит Сергей Быхал. Впрочем, по его словам, сейчас на ряде направлений тарифы на авиаи железнодорожные билеты сближаются. Как рассказал представитель S7 Илья Новохатский, сейчас авиакомпании предлагают гибкую тарифную политику и различные спецпредложения. Развитая система тарифов позволяет сделать авиаперелеты доступными всем слоям населения. "На коротких направлениях, таких как Нижний Новгород, Ростов, Волгоград, мы конкурируем по цене с железной дорогой",- уверяет Новохатский. На сайте S7 билет Москва-Нижний Новгород-Москва можно купить за 555 руб. без учета сборов (со сборами цена увеличится почти вдвое). При этом билет РЖД Москва-Нижний Новгород в одном направлении стоит 372 руб. в плацкартный вагон и 997 руб. в купе, также без учета сборов.
"На многих направлениях, особенно в пределах 1,5 тыс. км, авиационные тарифы вполне сопоставимы с железнодорожными",- соглашается Максим Васин из "ВИМ-авиа".
ИННА КРЕНОВА
Деловая газета "Бизнес"