ADCR Awards 2006: "живчиков" раздали весело и быстро!
Вчера вечером в Москве прошла церемония вручения наград конкурса ADCR Awards 2006 года. С подробностями из Литературного музея А.С. Пушкина - обозреватель sostav.ru Влад Васюхин.
ADCR - для тех, кто по молодости не знает, - это Клуб арт-директоров России (Art Directors Club Russia). Свою именную награду, представляющую собой большой стеклянный (по другой версии - хрустальный) сперматозоид на прозрачной подставке, клубисты вручали вчера во второй раз. То ли для краткости, то ли приличия ради, приз они называют просто "зоидом".
Зоид, зоид… Как человеку, имеющему некоторое отношение к русскому языку и Пастернака читавшему, мне захотелось "дойти до самой сути". Сев за этот репортаж, пошарил в словарях. Слово "сперматозоид" произошло от греческих: sperma, родительный падеж spermatos - семя, zoon - живое существо и eidos - вид. И выходит, логичнее статуэтку было бы называть не каким-то там нелепым "зоидом", а более понятным для русского уха - "живчиком", как у Брокгауза и Ефрона. Ну, это так, реплика в сторону.
Теперь - о самой награде. Для чего же она нужна? В целях экономии времени повторю строчки из своего прошлогоднего отчета, поскольку за пролетевшие двенадцать месяцев цели состязания не изменились. И вряд ли будут скорректированы в обозримом будущем.
Итак: "ADCR Awards позиционируется как первый профессиональный конкурс рекламы и дизайна. Конкурс по-гамбургскому, то есть бескомпромиссному, счету. Конкурс, который, по словам президента ADCR Александра Алексеева, "постарается выявить стандарты, чтобы впредь ниже этого уровня в нашей рекламе ничего не было". Конец цитаты.
Задача, безусловно, благородная. Но - утопичная. Как обещанный Н.С. Хрущевым к 1980 году коммунизм. Вместо коммунизма получили Олимпиаду… А вот отечественная реклама за минувший год стала, на мой вкус, еще преснее, неинтереснее и… стандартнее - в худшем смысле этого слова. Реклама, но - не вечер в честь лучших ее создателей.
Все познается в сравнении, поэтому - извините - опять пара фраз годовой давности: "Именно с деталями, большими и маленькими, на первой церемонии ADCR Awards наблюдались существенные проблемы. Возможно, причина кроется в отсутствии средств и/или времени, однако не только на коктейле, но, что печальнее, на сценарии, сценографии, режиссуре и конферансе первой церемонии ОЧЕНЬ сильно сэкономили. Не хочется думать, что причиной стала лень, отсутствие здоровых амбиций и опыта".
Приятно тешить себя мыслью, что отцы-основатели Клуба арт-директоров читают наше средство массовой информации и даже прислушиваются (!) к критике. На этот раз организаторы, кажется, не экономили - ни деньги, ни время, ни творческую силушку.
Нынешняя церемония интриговала уже самим приглашением: гостям предлагали собраться в 18 часов на Гоголевском бульваре за зданием станции метро "Кропоткинская". Далее предполагалось некое коллективное шествие непосредственно к музею.
Признаюсь честно: ваш корреспондент не горел желанием тусоваться у метро, а потому сразу приехал к семи часам к месту раздачи стеклянных "живчиков". "Что же было на бульваре?" - спрашиваю у первого встречного (им оказался Константин Шипов из BBDO). "Да что-то вроде веселых похорон…" Оказывается, толпа шла до музея с оркестром, но милиция оперативно свернула этот импровизированный реклам-парад как несанкционированный. В любом случае - хоть какая-то свежая нота (это я не о милиции, конечно!)
Реплика в прошлогоднем отчете (об отсутствии в жаркий день церемонии хоть какой-то воды), очевидно, задела организаторов нынешнего вечера. И первое, что выпалила, заприметив автора этих строк, Елена Артамонова из дирекции Клуба: "Там… есть… крепкие алкогольные напитки!" Это правда. Там, где толпилось больше всего приглашенных, оказалась не только спонсорская огненная вода (на работе не пьем!), но и минералка. И даже - закуска, оформленная с учетом корпоративного цвета ADCR - блины и бутерброды с красной икрой. Еще одно новшество. Чем плохо?!
Разумеется, была и выставка работ, вышедших в финал. Но, как и в прошлом году, не оказалось и подобия пресс-релиза. Поэтому сколько работ и откуда претендовало на ADCR Awards 2006, сказать не могу; этих цифр вчера не было и на официальном сайте Клуба, и со сцены их не объявили. Может, в целях экономии времени? А, может, по причине неутешительной статистики?
Церемония прошла в хорошем темпе. Ведущие - Александр Алексеев и Дмитрий Перышков - появились на сцене в красных комбинезонах и бодро шпарили по сценарию, отказавшись от сомнительных прелестей импровизации. "Вручанты" и "получанты" также не утомляли публику благодарственными речами и мемуарами (на сцене выдавали дипломы за второе место и "живчиков" за первое; обладателей "бронзы" на пьедестал почета не вызывали, но их работы демонстрировали). Оркестр Comparsa Primera сопровождал подъем и спуск лауреатов и членов жюри бравурными мелодиями. Не думаю, что зал скучал или нервничал из-за почему-то неизбежных на подобных церемониях накладок. Нет, иногда он даже реагировал на особо понравившиеся работы.
Теперь - о работах. Разумеется, значительную часть отмеченной ADCR рекламы постоянные читатели sostav.ru и видели, и обсуждали, и даже осуждали. А то, чего не видели, получат вкупе с полными итогами в ближайшие дни.
Среди победителей (право, лень считать - сколько всего наград раздали, раз уж организаторы не обеспечили статистикой) стоит выделить команду Константина Эрнста. Им вручено "золото" в "наружной рекламе" за приятно удивившую профсообщество рекламную кампанию фильма "Дневной дозор" на световых коробах - с оригинальными визуальными эффектами.
Заслужила свои аплодисменты и команда Натальи Богомоловой ("Родная речь"): "золото" в номинации "Социальная реклама" за ролик "Пираты", снятый по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
И, конечно, команда Максима Кудерова ("Антимульт"), отмеченная главной наградой в конкурсе "Новых и смешанных медиа" за ролик про "Сникерс" ("Съел - и Россия работает"), который, как вирус, распространялся по Интернету. И странно, что только присуждением "бронзы" ограничилось жюри такой бурно развивающейся номинации, как "Интерактивные медиа".
Гран-при (по условиям он присуждается лучшей работе конкурса независимо от формата председателями жюри номинаций) вручен не был. Зато вручили спецприз "самому продвинутому рекламодателю года". Им оказалась пивоварня "Москва-Эфес", отмеченная за кампанию "Овип Локос". Оценили смелость и нестандартность, а не объем рекламного бюджета.
Было бы странно, если б, осчастливив рекламодателя, жюри проигнорировало создателей этой кампании. Нет, "Родная речь" получила "золото" за аудиоролик "Во имя добра", "серебро" за видео "Изольда" и "золото" - за "Gold'n'Trash". Ведущие заметили, что по поводу последней рекламы член жюри - бразилец Жоао Даниэль Тихомирофф сказал, что "эта работа - о противостоянии легких наркотиков тяжелым".
Кстати, жюри конкурса телевизионной и кинорекламы возглавлял Илья Оленев, креативный директор "Родной речи", и уж, конечно, теперь (после двух наград "себе" и приза рекламодателю) ему не избежать обвинений от менее удачливых конкурентов. Как и Людмиле Баушевой, которая тоже была членом жюри, а "золото" получил ее ролик "IKEA - Белая Дача" ("Инстинкт"). Но ведь таковы на ADCR Awards правила игры: профессионалы судят профессионалов. "Междусобойчик"? Да, возможно, но с претензией на высокий уровень и объективность. Хотя субъектов, желающих поспорить насчет объективности, будет наверное, много: "живчиков" всегда не хватает на всех…