
Иллюстрация Fotolia
В апреле 2013 года число вакансий в сфере маркетинговых коммуникаций на 88% превысило показатель января 2012 года. Об этом говорит исследование рекрутингового портала Superjob, проведенное специально для Sostav.ru.
Наиболее активный прирост спроса на персонал по итогам указанного периода наблюдались в сегменте «Телемаркетинг» и «Мерчандайзинг», где число вакансий выросло в 2,5 и 2,3 раза соответственно.
Динамика изменения числа вакансий

Число предложений о работе для молодых специалистов и соискателей с минимальным опытом работы выросло на 94%, что также выше среднеотраслевого показателя за этот период.
Динамика изменения числа резюме

Пик соискательской активности пришелся на февраль 2013 года: в этом месяце было размещено на 42% больше резюме, чем в январе 2012 года. В этом же месяце был зафиксирован максимальный прирост числа резюме к предыдущему периоду (+29%).
Динамика соотношения «предложение / спрос»

Соотношение предложения и спроса планомерно снижалось с января по август 2012 года, после чего начался столь же планомерный рост. Практически достигнув в январе 2013 года значения годичной давности, соотношение предложения и спроса начало сезонное снижение.
Самый высокий конкурс ожидает желающих работать в области политического PR, GR, IR – здесь соотношение предложения и спроса превышает 15 резюме на одну вакансию.
Рейтинг запросов запросов рынка труда
| № | Вакансии на полный рабочий день | % запросов |
| 1 | Мерчандайзер | 29,9 |
| 2 | Менеджер по маркетингу | 16,3 |
| 3 | Менеджер по рекламе | 14,1 |
| 4 | Аналитик | 6,7 |
| 5 | Бренд-менеджер | 6,3 |
| 6 | Дизайнер | 4,3 |
| 7-8 | Продакт-менеджер | 3,1 |
| 7-8 | Интернет-маркетолог | 3,1 |
| 9 | Менеджер по развитию | 3,0 |
| 10 | PR-менеджер | 2,8 |
| № | Вакансии на другие формы занятости | % запросов |
| 1 | Тайный покупатель | 41,9 |
| 2 | Мерчандайзер | 26,3 |
| 3 | Промоутер | 25,5 |
| 4 | Менеджер по рекламе | 1,7 |
| 5 | Менеджер по маркетингу | 1,1 |
| 6 | Телемаркетолог | 0,9 |
| 7 | Супервайзер | 0,6 |
| 8 | Интервьюер | 0,4 |
| 9 | Дизайнер | 0,4 |
| 10 | Менеджер по развитию | 0,3 |
В сфере маркетинговых коммуникаций работодатели активно привлекали персонал не только на полную занятость, но и на другие формы. Так, 32% вакансий предлагают временную, посменную работу, частичную занятость и неполный рабочий день.
Самыми востребованными сотрудниками, привлекаемыми на полный рабочий день, в декабре 2012 года оказались мерчандайзеры, которых искали в 30% вакансий. Также активно набирают менеджеров по маркетингу и рекламе (16,3% и 14,1% соответственно).
Быстрее всего рос спрос на мерчандайзеров. Вакансий для работы на полный день стало больше на 90%, что вывело их со второй строчки рейтинга на лидирующую позицию. Так же следует отметить рост спроса на аналитиков, их стали искать на 63% чаще, чем год назад.
Что касается иных форм занятости, то самыми востребованными являются тайные покупатели (41,9% запросов).
Распределение вакансий по численности персонала компаний
Доля вакансий от кадровых агентств в сфере маркетинговых коммуникаций невелика и составляет всего 10%. Активнее других подбирают персонал крупные компании со штатом свыше 500 человек. На них приходится 41,9% всех объявлений о работе.

Распределение вакансий по уровню заработной платы
Размещая объявления о работе, работодатели часто не указывают предлагаемого уровня оплаты труда (в 39% случаев), в остальном преобладают вакансии с уровнем оплаты труда от 20 до 30 тыс рублей.
Среднее зарплатное предложение в сфере маркетинговых коммуникаций составляет 25 тыс рублей.

Распределение вакансий по уровню заработной платы

Чаще всего соискатели работы в сфере маркетинговых коммуникаций претендуют на заработную плату от 10 до 30 тыс рублей (36%). Порядка 24% кандидатов не указали уровень ожидаемого вознаграждения. Среднее зарплатное ожидание составляет 28 тыс рублей.
Соотношение «предложение / спрос» в городах-миллионниках
Самый большой конкурс среди городов-миллионников зафиксирован в Волгограде (7,2 резюме на вакансию), Омске (5,8), Санкт-Петербурге (5,2).
Сложности с поиском персонала могут быть в Новосибирске (1,8 резюме на вакансию) и Екатеринбурге (1,9).
| Город | Соотношение «предложение / спрос» |
| Москва | 3,7 |
| Санкт-Петербург | 5,2 |
| Волгоград | 7,2 |
| Воронеж | 4,4 |
| Екатеринбург | 1,9 |
| Казань | 3,4 |
| Нижний Новгород | 3,0 |
| Новосибирск | 1,8 |
| Ростов-на-Дону | 4,5 |
| Омск | 5,8 |
| Пермь | 3,7 |
| Самара | 3,2 |
| Уфа | 4,5 |
| Челябинск | 2,4 |
Мобильность
| Город | % соискателей, | % вакансий для |
| Москва | 14,2 | 33,8 |
| Санкт-Петербург | 15,1 | 25,4 |
| Волгоград | 21,9 | 24,5 |
| Воронеж | 19,0 | 39,8 |
| Екатеринбург | 20,0 | 48,2 |
| Казань | 18,9 | 42,8 |
| Нижний Новгород | 17,0 | 34,7 |
| Новосибирск | 23,6 | 44,2 |
| Ростов-на-Дону | 18,6 | 53,2 |
| Омск | 35,2 | 46,6 |
| Пермь | 26,6 | 39,4 |
| Самара | 21,4 | 25,2 |
| Уфа | 20,0 | 42,7 |
| Челябинск | 31,6 | 56,9 |
В среднем по стране 18% представителей сферы управления персоналом готовы покинуть свой город проживания ради работы. Если сравнивать это значение с другими сферами, можно сказать, что это средние показатели мобильности.
Самые мобильные соискатели проживают в Омске (35,2% готовы к переезду).
Большинство российских работодателей при подборе персонала ориентируются на локальный рынок. Тем не менее, претендентов из других городов рассматривают в 42% вакансий.
Компании из Волгограда и Санкт-Петербурга реже других рассматривают кандидатов из других городов (только 24,5% и 25,4% вакансий для иногородних соответственно).
Пожелания работодателей, не связанные с профессиональными навыками соискателей
18% вакансий содержат какие-либо гендерные предпочтения. При этом 11% вакансий предлагают трудоустройство женщинам, а 7% - мужчинам. Самый востребованный возрастной диапазон – 18-35 лет.
Образование имеет большее значение при поиске сотрудников на полный рабочий день (53% вакансий требуют высшего образования). В остальных случаях диплом практически не важен (1% вакансий для лиц с высшим образованием).
8% вакансий открыто для соискателей, знающих английский язык на разговорном или свободном уровне.
Портрет соискателя
В сфере маркетинговых коммуникаций преобладают женщины (62,8% дам). Наиболее активны на рынке труда молодые соискатели в возрасте до 24 лет (40,1% резюме).
Большинство соискателей имеют высшее образование (69,1%). 55,4% соискателей не имеют работы. Средний трудовой стаж составляет 5 лет.
24,5% мужчин и 15,1% женщин готовы к переезду. Мужчины в среднем претендуют на 30 тыс рублей, женщины – на 25 тыс.
| Характеристика | Все соискатели | Мужчины | Женщины |
| Пол | |||
| 37,2% | 62,8% | ||
| Возраст | |||
| Средний | 27,9 лет | 29,1 лет | 27,3 лет |
| До 24 лет | 40,1% | 35,6% | 42,8% |
| 25 – 29 лет | 28,7% | 27,7% | 29,2% |
| 30 – 34 лет | 14,1% | 15,2% | 13,5% |
| 35 – 39 лет | 8,0% | 9,2% | 7,3% |
| 40 – 44 лет | 4,6% | 5,5% | 4,0% |
| 45 – 49 лет | 2,5% | 3,5% | 1,9% |
| 50 – 54 лет | 1,3% | 1,9% | 1,0% |
| От 55 лет | 0,7% | 1,4% | 0,3% |
| Характеристики домохозяйства | |||
| Состоят в браке | 32,2% | 36,0% | 29,9% |
| Есть дети | 28,9% | 29,8% | 28,4% |
| Образование | |||
| Высшее | 69,1% | 66,1% | 70,9% |
| Неполное высшее | 15,9% | 16,5% | 15,6% |
| Среднее специальное | 9,9% | 11,6% | 8,9% |
| Среднее | 5,0% | 5,8% | 4,6% |
| Знание английского языка | |||
| На свободном уровне | 8,1% | 7,4% | 8,6% |
| На разговорном уровне | 18,6% | 16,9% | 19,7% |
| На уровне чтения документации | 7,1% | 11,3% | 4,6% |
| На базовом уровне | 46,9% | 45,7% | 47,6% |
| Наличие работы | |||
| Безработные | 55,4% | 55,3% | 55,4% |
| Средний стаж работы | |||
| > Общий трудовой стаж, лет | 5,2 | 5,9 | 4,8 |
| Стаж на последнем месте работы, лет | 1,9 | 2,0 | 1,8 |
| Готовность к переезду | |||
| Готовы к переезду | 18,6% | 24,5% | 15,1% |
| Ожидаемый уровень заработной платы | |||
| Средний | 28 000 руб. | 30 000 руб. | 25 000 руб. |
| До 9 999 руб. | 2,5% | 1,5% | 3,1% |
| 10 000 – 19 999 руб. | 17,6% | 13,2% | 20,2% |
| 20 000 – 29 999 руб. | 18,2% | 17,0% | 18,9% |
| 30 000 – 39 999 руб. | 13,0% | 13,5% | 12,7% |
| 40 000 – 49 999 руб. | 8,3% | 8,7% | 8,1% |
| 50 000 – 59 999 руб. | 5,7% | 6,7% | 5,1% |
| 60 000 – 69 999 руб. | 3,5% | 4,4% | 2,9% |
| 70 000 – 79 999 руб. | 2,4% | 3,3% | 1,9% |
| 80 000 – 89 999 руб. | 1,6% | > 2,3% | 1,3% |
| 90 000 – 99 999 руб. | 0,7% | 1,1% | 0,5% |
| Более 100 000 руб. | 2,5% | 4,0% | 1,6% |
| По договоренности | 23,9% | 24,2% | 23,7% |
Средняя ожидаемая заработная плата мужчин и женщин в разных возрастных группах

Зарплатные ожидания мужчин выше, начиная с 30-летнего возраста, мужчины в среднем хотят зарабатывать на 15 тыс рублей. больше женщин.
Максимального уровня средние зарплатные ожидания мужчин достигают к 35 годам (50 тыс рублей), у женщин чуть позже – к 35 годам (40 тыс рублей).
