Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки в закон «О рекламе», касающиеся безалкогольных тонизирующих напитков, включая энергетики. Документ запрещает упоминать в рекламе о биологически активных добавках (БАД) и витаминах, содержащихся в напитках, а также обращаться к несовершеннолетним. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на три источника: два — близких к комиссии, третий — в Белом доме.
Изменения подготовлены Минздравом ко второму чтению законопроекта, внесенного в Госдуму в апреле группой из 28 депутатов всех фракций. В первом чтении проект был принят 15 июля. Среди его авторов — первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков («Единая Россия») и зампред Думы Вячеслав Даванков («Новые люди»).
Ключевым положением законопроекта остается требование обязательного предупреждения о вреде чрезмерного употребления энергетиков. По словам председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева, предупреждение должно занимать не менее 7% площади рекламы или длиться от трех до пяти секунд в аудио- и видеороликах.
Согласно проекту, новые нормы вступят в силу с 1 марта 2026 года. Ответственность за нарушения будут нести рекламодатели, изготовители и распространители рекламы. Штрафы варьируются от 2 тыс. руб. для физических лиц до 500 тыс. руб. для юридических, отметил судебный эксперт группы Veta Александр Терентьев.
Эксперты указывают, что упоминание витаминов и БАД в рекламе может вводить потребителей в заблуждение. «Эти вещества содержатся в напитке не в натуральной форме и в очень больших количествах. В сочетании друг с другом они форсированно действуют на сердечно-сосудистую систему, из-за чего сердце работает интенсивнее», — пояснил ассистент кафедры анатомии Пироговского университета Алексей Решетун.
Ограничения в рекламе дополнят уже действующий запрет на продажу энергетиков несовершеннолетним. С марта 2025 года за нарушение предусмотрены штрафы: для граждан — от 30 тыс. руб., для должностных лиц — от 100 тыс. руб., для компаний — до 500 тыс. руб.
