Sostav.ru
01.07.2021 в 15:30

Культура свободы: риски и преимущества удаленной работы для сотрудников и работодателей

Кому подходит удаленка, откуда пришла и собирается ли уходить — мнение адептов формата

3

В 2020 году пандемия COVID-19 дала толчок развитию удаленного труда во всем мире. Практически все бизнесы перешли на формат работы «из дома». Добрая часть в офисы так и не вернулась. Остальные выбирали гибридный формат. О рисках, преимуществах и перспективах удаленной работы Sostav рассказала Татьяна Кулик, представитель молодого агентства WowBuzz, все сотрудники которого со дня основания компании работают дистанционно.

Кому подходит удаленка

С развитием интернета и появлением большого количества сервисов для связи на расстоянии обмен информацией значительно упростился. Благодаря этому формат удаленной работы активно практикуют фрилансеры. Они ищут заказчиков по всему миру, работают на проектах и принимают оплату с помощью электронных платежных систем.

Дистанционная работа требует от исполнителей большей самоорганизации и самомотивации, так как, в отличие от работы в офисе, дома нет внешней дисциплинирующей среды и контроля. Практика показала, что удаленная работа лучше всего подходит уже состоявшимся профессионалам. Тем, кто только начинает карьеру, продуктивнее входить в курс дела в офисе.

Риски формата

Риски для надомных работников прежде всего связаны с обманом со стороны недобросовестного работодателя. Схем мошенничества множество. Чаще всего они заключаются во взимании платы за возможность начать работу или в покупке у мошенника чего-либо, что, по его заверениям, даст заработок.

До пандемии большое количество предложений надомной работы имело целью не установление трудовых отношений, а получение результата труда без компенсации затраченных ресурсов.

Риски для работодателей тоже есть. Каждый предприниматель или менеджер команды работает на достижение результатов бизнеса. И, конечно же, ожидает полной самоотдачи от каждого наемного сотрудника — в штате или на удаленке. Поэтому главный риск для работодателя — невыполнение работы или срыв сроков. В любом случае — это потеря времени, а значит, и денег.

Опыт агентства WowBuzz

Команда агентства работает удаленно с первого дня — 1 марта 2020 года — и продолжает поддерживать такой формат вот уже почти полтора года. Сотрудники WowBuzz живут как в России, так и в ближайшем зарубежье, Беларусь, Украина, поэтому вся работа ведется в режиме онлайн.

Выполнять бизнес-процессы команде помогают старые добрые инструменты: еженедельные стаммиты в Zoom, аудио- или видеосозвоны в Zoom по необходимости, группы и чаты в Telegram, доски в Trello, «Google Диск». Но самый важный инструмент для WowBuzz — система OKR.

OKR — это современный метод менеджмента, ключевая особенность которого заключается в том, что цели, которые ставятся для команды и каждого отдельного сотрудника, принципиально недостижимы. Если цели достигнуты на 100%, значит, что они были недостаточно амбициозными.

И вторая особенность — каждый сотрудник самостоятельно ставит себе 3−5 целей на планируемый период, выбирает не более четырех метрик для каждой из целей, которые обязательно основываются на квартальных, полугодовых и годовых целях агентства.

Культура свободы

WowBuzz было создано на базе медиакомпании Vamos, в которой не приветствуется микроуправление. Этот и другие современные принципы работы перекочевали в WowBuzz. Более того, руководители агентства считают тотальный контроль токсичным для молодых людей, поскольку искусственные ограничения разрушают проактивность, самостоятельность, творчество и инновации.

Именно поэтому приоритетом стала гибкость во всем — рабочем графике, местоположении и даже ролях в проекте. Любой сотрудник WowBuzz может внести свой вклад в интересующий клиентский проект, а также поделиться своими отзывами о любых процессах в агентстве, и его услышат.

Тренд на свободу возник из free time job и удаленки как таковой, которые пришли с Запада, но успешно обживаются и на просторах СНГ.

История возникновения удаленки

  • 1972 — ученый из США Джек Ниллес разработал концепцию удаленной работы на основе экспериментов в Университете Южной Калифорнии. Профинансировал разработку Национальный научный фонд. Власти увидели в этой идее решение транспортных проблем.
  • 1979 — в газете The Washington Post вышла публикация главы специального Комитета по экономическому развитию США Фрэнка Скиффа «Работа из дома экономит бензин», где вводятся термины flexiplace — гибкое рабочее место, teleworking, telecommuting — работа на расстоянии.
  • 1982 — в США состоялась первая национальная конференция по телеработе, которая положила начало распространению удаленной работы.
  • 1994 — началось движение «Телеработай Америка!» для популяризации и развития удаленной работы.
  • 1999 — в США приняты законодательные акты, согласно которым в федеральных агентствах и ведомствах есть право расходовать минимум $50 тыс. на организацию программы телеработы. В этом же году в Конгрессе США обсуждался закон о предоставлении финансовых льгот предприятиям, у которых есть телеработники.

Преимущества для сотрудников

  • Работать дистанционно можно везде: дома, в кафе, парке, за городом, в другой стране, лишь бы был доступ в интернет.
  • Практически все, кто работают из дома, абсолютно довольны этим по многим причинам: не нужно тратить время на сборы в офис утром, толкаться в общественном транспорте, стоять в пробках, пытаться сосредоточиться на работе в шумных open space и т. д.
  • Число работ, которые можно перевести в дистанционный формат, растет. По данным We Work Remotely (WWR), еще в 2014 году 69% удаленных рабочих мест, размещенных в сообществе удаленных работ WWR, были так или иначе связаны с IT. Но уже в 2019 году эта доля сократилась до 47% за счет роста численности представителей других профессий. Так, в 2014 году продажи и маркетинг вовсе не были представлены в WWR, а в 2019 году на них приходилось уже 18% всех удаленных рабочих мест в мире.

Преимущества для работодателей

  • Сокращение затрат на аренду офисов или полное отсутствие арендной платы;
  • Возможность нанимать не менее талантливых, но ниже оплачиваемых сотрудников из небольших городов;
  • Сокращение количества деловых поездок, а значит, и затрат на командировки;
  • Более высокая продуктивность удаленных работников. Так, туристическое агентство Ctrip провело исследование, которое показало, что эффективность работы сотрудников компании повысилась на 13% после их перехода на удаленный формат. В числе ключевых причин названы: увеличение продолжительности рабочего дня, меньшее количество перерывов и больничных, более спокойная рабочая обстановка.

Удаленка: что будет дальше

Сегодня онлайн-совещания, созвоны по экстренным вопросам и онлайн-обеды по видеосвязи с коллегами уже ни для кого не экзотика. Люди привыкли к приложениям для совместной работы и самостоятельности. А работодатели увидели, что эффективность их бизнеса не то что не падает, а нередко даже растет. И это значит, что режим дистанционной работы имеет право на жизнь, даже после того, как она вернется в привычное русло.

Учитывая все риски и преимущества формата, агентство WowBuzz уверено в том, что удаленная работа в перспективе закрепится во многих нишах бизнеса. И лучше уже сейчас трансформировать свою жизнь и работу под новые реалии.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.