Российский рынок общественного питания за январь — сентябрь 2025 года вырос на 8% год к году и достиг оборота 4,3−4,4 трлн руб., подсчитали эксперты INFOLine. Для сравнения: в 2024 году рынок увеличился на 14%. Общее число заведений общепита в этом году выросло на 8%, превысив 240 тыс. точек. Об этом сообщает Forbes.
Быстрее всего развивались рестораны быстрого обслуживания — их число превысило 95 тыс., что на 8,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Активно рос сегмент Grab&Go (с английского языка — «хватать и идти»), предлагающий готовые блюда и закуски на ходу — число таких точек за девять месяцев 2025-го увеличилось на 8,4% (более 59 тыс. штук).
Число баров выросло на 7,2%, почти до 20 тыс. штук. Классические рестораны с полным обслуживанием росли медленнее — на 6,5%, до 68 тыс. заведений.
«Рынок общественного питания вступил в период структурной перестройки. Кошельки россиян похудели, обязательные платежи (коммуналка, ипотека) растут. А поход в ресторан — это отнюдь не предмет первой необходимости», — отметила руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина. Давление издержек и снижение покупательной способности привели к закрытиям некоторых сетевых заведений, подчеркнула эксперт.
По данным «Чек Индекса», средний чек за январь — октябрь 2025 года вырос на 11% и составил 1492 руб. В точках фастфуда он увеличился на 10% (523 руб.), в кафе и столовых — на 9% (758 руб.), в ресторанах и кафе — на 13% (2710 руб.). При этом трафик традиционных ресторанов снизился на 1%, а фастфуда вырос на 7%.
Сети быстрого питания активно расширяют присутствие: «За 2025 год мы открыли порядка 40 ресторанов», — сообщил представитель «Бургер Кинг». Сеть «Додо Пицца» увеличила число пиццерий на 83, а Rostic’s планирует около 80 новых открытий.
Пекарни и кофейни, а также Grab&Go продолжают активно развиваться: за три квартала 2025 года открылось более 3 тыс. новых точек. Лидерами роста стали пекарни (30% открытий) и кофейни (13%). «Они встроены в городской ритм. Это инфраструктура человека, живущего в режиме «надо успеть закрыть еще одну задачу до ланча», — поясняет эксперт по коммерческой недвижимости Антон Реутов.
Востребованность формата «на бегу» объясняется темпом жизни в мегаполисах и ростом доли заведений в жилых комплексах, которая уже достигает 22%, отмечает Екатерина Ногай из IBC Real Estate. «Цифровизация и ускорение темпа жизни сделали удобство и скорость такой же базовой потребностью, как еда и сон», — добавляет Реутов.
