Большинство россиян так и не стали сожалеть об уходе иностранных компаний. Редкие эмоциональные реакции сосредоточены лишь в узких нишах — IKEA, McDonald’s, компьютерные программы, авто и брендовая одежда, следует из данных опроса ВЦИОМ.
За три года ощущение личного удара от ухода иностранных компаний заметно ослабло. Если в 2022 году больше половины прогнозировали ощутимое влияние от ухода, то к 2025 году подавляющее большинство либо вообще не заметили последствий, либо оценили их как слабые. При этом чем старше россияне, тем легче им было попрощаться с западными компаниями, решившими уйти с российского рынка.
О приостановке работы каких компаний лично Вы сожалеете сильнее всего?
Ожидания негативных последствий от ухода иностранных компаний за три года также заметно ослабли. В 2022 году четверо из десяти называли ожидаемые для себя изменения на фоне ухода западных компаний. Они предполагали рост цен, безработицу, дефицит отдельных товаров. Сейчас эти страхи ушли — большинство не ощутили последствий.
Не изменилось за три года и восприятие импортозамещения. Большинство по-прежнему считает, что российские производители сумели закрыть основную часть потребностей. Однако остаются ниши, где зависимость от ушедших брендов все-таки ощущается, особенно среди молодых поколений.
Ранее сообщалось, что продажи одежных брендов, объявивших об уходе из России, в 2025 году снизились в среднем на 35%. Отдельные бренды продемонстрировали более сильное снижение выручки.
