Роскачество совместно с рабочей группой Минпромторга представили первую версию государственного стандарта для готовой еды в торговле. Об этом сообщает РБК со ссылкой на документ, его подлинность подтвердили два источника, участвовавших в обсуждении проекта. Первая редакция ГОСТа уже поступила в Минпромторг и находится на рассмотрении, подтвердил представитель министерства.
Новый стандарт дает определение «готовой еды» как продукта, набора продуктов или полуфабрикатов, доведенных до кулинарной готовности и упакованных промышленным способом в потребительскую упаковку. Согласно документу, продукция должна производиться и упаковываться на предприятиях с налаженной технологией, контролем сырья и рецептур, соблюдением температурных режимов и сроков годности, а также правил хранения и транспортировки.
ГОСТ предусматривает обязательную автоматизацию части производственных процессов не менее чем на 30% для обеспечения идентичности партий по вкусу, составу, внешнему виду и весу. В документе также прописаны допустимые методы сохранения готовой еды — вакуумирование, заморозка, консервирование, пастеризация, стерилизация — а также правила транспортировки и контроля качества.
Сейчас готовая еда формально относится к категории «кулинарной продукции», реализуемой преимущественно в кафе и ресторанах. Для производителей это создает двойные издержки, так как они вынуждены соблюдать требования общепита, что тормозит развитие отрасли. Ретейлеры при этом указывают на дефицит предприятий по выпуску готовой еды в регионах.
В то же время представители ресторанного бизнеса сомневаются в эффективности нового ГОСТа. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает стандарт «юридически несостоятельным» и отмечает, что сегодня уже существуют технологические решения для обеспечения качества готовой еды. Рестораторы также жаловались на неравную конкуренцию с торговыми сетями, которые предоставляют готовую еду с менее строгими требованиями, чем рестораны и кафе.
По данным исследования АППГЕ и аналитической компании NTech, в январе-сентябре 2025 года оборот российского рынка готовой еды увеличился на 32% в денежном выражении и на 17% в натуральном. Наиболее заметный спрос пришелся на готовые горячие напитки, суши и роллы, бутерброды и пиццу.
