Введение обязательной маркировки «Честный знак» для чая, кофе и какао может привести к сбоям в поставках и росту себестоимости продукции. С таким предупреждением выступила ассоциация «Росчайкофе», объединяющая крупнейших игроков рынка, выяснили «Известия».
По действующему плану, маркировка должна поэтапно охватить: какао и цикорий с 1 декабря 2025 года, чай с 1 апреля 2026 года, кофе с 1 июня 2026 года.
Производители настаивают на переносе сроков минимум на полгода — до сентября и ноября 2026-го, аргументируя это неподготовленностью отрасли к новым требованиям.
Основные претензии связаны с коротким экспериментальным периодом (три месяца вместо полноценного тестирования), сложностью адаптации многочисленных видов упаковки и необходимостью закупать оборудование и ПО за собственный счет. По оценке компаний, внедрение маркировки снизит производительность на 10−20% и увеличит себестоимость: для стандартных упаковок на 6%, а для саше и дрип-пакетов — до 25−40%.
В ассоциации также предлагают вывести из системы мелкопорционные форматы весом менее 30 гр. — например, чайные пакетики и растворимые смеси «2 в 1».
Минпромторг, в свою очередь, настаивает, что маркировка доказала эффективность в борьбе с нелегальным оборотом и не приведет к значительному росту цен.
Как заверили Sostav в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), операторе системы маркировки «Честный знак», маркировка товаров не привела к дефициту «ни в одной из 31 товарной группы», на которые она распространяется. Также не ожидается дефицита в категории растворимых напитков.
В ЦРПТ подчеркнули, что у бизнеса есть достаточно времени для подготовки к новым требованиям. Старт обязательной маркировки наступит только через 7−9 месяцев.
«Поэтому ни о каких сбоев в поставках не может идти речи», — утверждают в организации.
Там пояснили, что сейчас производителям не требуется печатать коды — достаточно зарегистрироваться в системе и готовиться к запуску. При этом отрасль и интеграторы (компании, которые помогают бизнесу адаптироваться к внедрению новой системы) отметили успешное окончание пилотных проектов.
По словам исполнительного директора МАСТ Алексея Журавского, за семь лет работы системы маркировки интеграторы протестировали все ключевые механизмы работы с кодами, учетом и передачей данных, что позволяет «без проблем» подключать новые отрасли.
