Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
19.01.2024 в 16:40

Эти фильмы соберут миллиарды: кинокритики рассказали, на что идти в кино в 2024 году

Кинотеатры ожидают больше премьер и рост посещаемости

3

Традиционно в новогодние праздники российские кинотеатры собирают хорошую кассу. 3 млрд руб. заработал фильм «Холоп-2», на втором месте оказался перезапуск советской сказки «Бременские музыканты». В 2023 году кинопрокат также показывал хорошие результаты в начале года, во многом благодаря «Чебурашке», однако в последующие месяцы успех не закрепился. Удастся ли киноотрасли исправить ситуацию в 2024-м, разбирался Sostav.

Верни мне мой 2019-й

В 2023 году российские кинотеатры прогнозировали объём рынка проката в 35 млрд руб. Примерно 26 млрд руб. из этой суммы должны были принести отечественные фильмы. При этом для «выживания» кинопроката в России сборы должны составить 40 млрд руб. в год, а для развития — 50 млрд руб., отмечал глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексей Воронков в октябре 2023-го. Такой суммы отечественный кинопрокат достигал лишь в 2019 году — 55,5 млрд руб., что стало рекордным показателем за всю историю российского рынка. Затем в пандемийном 2020-м сборы сократились на 58,8% до 22,8 млрд руб., восстановились в 2021-м до 40,7 млрд руб., а в 2022-м снова упали до 21 млрд руб.

В декабре 2023 года председатель попечительского совета «Фонда кино» Татьяна Голикова сообщила, что совокупные сборы российских кинотеатров превысили 40 млрд руб. По оценкам аналитиков издания «Бюллетень кинопрокатчика», валовые сборы были немного ниже и составили около 38 млрд руб. Наблюдается ощутимый рост почти на две трети относительно 2022 года, сообщил Sostav автор издания Никита Никитин.

В АВК пока от позитивных прогнозов на 2024-й воздержались, но планируют отработать не хуже 2023-го. По словам Жана Просянова, главного редактора издания «Кино-Театр.Ру», прогнозы на 2024 год более чем радостные. Хороший старт в новогодние праздники может говорить о росте рынка на 30−40% по сравнению с прошлым годом.

Однако пока лучшим январём за всю историю кинотеатров остается январь 2023-го со сборами в 9,7 млрд руб. По словам Воронкова, если за оставшееся время удастся сгенерировать ещё 3 млрд руб., то, возможно, январь этого года обновит рекорд.

В «Бюллетени Кинопрокатчика» ожидают, что на протяжении 2024-го рынок продолжит восстановление, и, если не случится больших потрясений, к концу года валовый бокс-офис снова немного подрастёт. Но допандемийного уровня — 55,5 млрд руб., — всё равно достигнет ещё нескоро.

Чего ждать от 2024-го? «Майор Гром», «Летучий корабль» и другие

В прошлом году абсолютный успех замаячил на горизонте благодаря «Чебурашке» — кассовые сборы картины составили 7 млрд руб. Другой громкой премьерой стал фильм «Вызов», вышедший 12 апреля 2023-го. Его кассовые сборы значительно ниже «Чебурашки» — 2 млрд руб. Также 2 млрд собрал фильм «По щучьему велению», премьера которого состоялась в октябре. Среди зарубежных картин, по данным «Кинопоиска», 1 млрд собрала только «Аватар. Путь воды», которую показывали нелегально в зимние месяцы. В период с апреля по конец октября миллиардников не наблюдалось как среди российских, так и среди зарубежных премьер.

Репертуар 2023 года демонстрировал недостаток качественного контента, считают в сети «Каро». Рынок не смог молниеносно адаптироваться к сменившейся ситуации после ухода Голливуда и лето было явно незагружено. По словам Воронкова, исторически в России кассовый контент приходится на осенне-зимний сезон.

Алексей Воронков, председатель АВК:

Вплоть до мая киностатистика будет фиксировать — в кинотеатрах все хорошо, с июня по октябрь — скорее всего наступит очередной период «ну не всё сразу, нужно немного потерпеть, вы же в январе заработали». Ну и в ноябре запускается следующий сезон. Но ситуация явно лучше, чем в 2022-м, и категорически лучше, чем в ковидном 2020-м. Хотя и хуже, чем в докризисном 2019-м.

Никита Никитин, автор издания «Бюллетень кинопрокатчика»:

Один из главных вызовов года для кинотеатров — что показывать зрителям в летние месяцы. Российские продюсеры не привыкли выпускать свои крупные проекты в данный период, и пока по-настоящему крупных отечественных премьер на июнь-август не запланировано. Но как показали все последние годы, кинотеатры умеют выпутываться из трудных ситуаций, пусть и путём больших усилий и непростой адаптации.

Однако качество и уровень российского кино давно не уступает иностранному контенту, убеждены в пресс-службе «Газпром-Медиа Холдинга». Отечественные премьеры вызывают высокий зрительский интерес. Уход в 2022 году зарубежных брендов только расширил возможности для отечественных кинокомпаний.

На предстоящие годы были анонсированы большие релизы, отмечают в пресс-службе «Каро». В списке ближайших потенциальных хитов, как минимум, «Мастер и Маргарита», «Летучий корабль», «Лёд 3» и «Ходжа Насреддин».

Алексей Воронков называет пять потенциальных миллиардников 2024-го: в феврале — «Лёд 3», в марте — «Летучий корабль», в апреле — «Сто лет тому вперёд», в мае — «Майор Гром: Игра», в декабре — «Финист.Первый Богатырь».

В последнее время заметно вырос спрос на сказочные фильмы для семейной аудитории, основанные на известных всем сюжетах и персонажах, отмечает Никитин. Этот тренд продолжит оставаться актуальным ещё некоторое время. Рано или поздно, но отечественные продюсеры предложат зрителям фильмы и в других сложнопостановочных жанрах. Никитин предлагает не забывать, что фильмов вроде «Конька-Горбунка» или «Чебурашки» на современном этапе развития долго не появлялось, но в конечном счёте российская киноиндустрия освоила это непростое направление.

Авторское кино тоже важно

Сердце индустрии — это не миллионники, а жанровые среднеформатные проекты, считает Жан Просянов. Яркий их представитель — фильм «Кентавр» с Юрием Борисовым в главной роли. Он выходил в 2023 году и собрал в прокате 120 млн руб. Если таких проектов, собирающих от 100 до 300 миллионов, будет 3−4 в месяц, тогда будет возможность активно работать с контентом, в кинотеатрах будут люди, и индустрия будет жива, отмечает эксперт.

Другая важная часть успеха киноотрасли — авторские фильмы.

Жан Просянов, главный редактор издания «Кино-Театр.Ру»:

Крайне важно, чтобы в кинотеатрах показывали не только развлекательные кино, но и кино с высказыванием, так называемый «арт-мейнстрим». Секрет успеха и выживаемости кинотеатральной индустрии в том, чтобы на каждую аудиторию, на каждый запрос был свой ответ в виде контента. Сегодня наша индустрия этот ответ готова давать.

В прошлом году самыми обсуждаемыми среди авторских фильмов стали «Снегирь» Бориса Хлебникова (кассовые сборы 56 млн руб.) и якутская картина «Айта» Степана Бурнашева (кассовые сборы 26 млн руб.). По ожиданиям Жана Просянова, в 2024 году успешными могут оказаться картины «Правда» Максима Кузнецова — история о вышедшем из тюрьмы молодом человеке, которого подозревают в пропаже маленькой девочки; и фильм «Свет» Антона Коломееца — о женщине, которая в 60 лет переосмысляет свою жизнь и пытается понять, почему из неё ушёл некий «свет».

Повышение цен на билеты помогает отрасли, но это не самоцель

Высокие кассовые результаты января 2024 года во многом связаны с ростом средней стоимости кинотеатральных билетов, заметили в «Кинопоиске». В эти новогодние праздники стало весьма чувствительно, что цена билета подросла, она стала почти на 20% больше, чем годом ранее, отмечает Просянов.

Однако основная нагрузка подорожания ложится на вечерние взрослые сеансы. Льготные, детские, семейные или летние сеансы остаются в низкой ценовой категории. Также успешно действует проект «Пушкинской карты»: по разным оценкам, более четверти новогодних сборов обеспечивают как раз билеты по «Пушкинской карте».

Алексей Воронков отмечает, что увеличение цен на билеты в кино помогает кинотеатрам двигаться к целевым показателям. Однако пока что это позволяет лишь покрыть себестоимость работы кинотеатров. Только хороший кассовый контент может обеспечить успех и развития сферы.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.