Российский фармацевтический рынок продолжает сокращаться: за первые восемь месяцев 2025 года в отрасли зарегистрировали около 1,9 тыс. новых компаний. Это на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, часть новых предприятий уже прекратила свою деятельность, сообщает «Коммерсант».
По данным Rusprofile, в 2025 году в России появилась 601 аптечная организация против 662 годом ранее. В сегменте оптовой торговли прибавилось 1,1 тыс. организаций против 1,21 тыс. годом ранее, оптовых агентов стало больше на 138, в то время как в 2024 году — на 147.
Снижение числа регистраций затронуло все ключевые сегменты фарминдустрии — производство, розничную и оптовую торговлю, а также деятельность оптовых агентов. Особо заметным стало сокращение числа новых производителей лекарств: зарегистрировано 63 против 90 годом ранее. 57 структур, зарегистрированных в этом году, уже прекратили свою деятельность.
В то же время рынок аптечной розницы и оптовой дистрибуции контролируют крупнейшие федеральные и региональные сети. Крупные дистрибуторы, такие как «ФК Пульс» и «Протек», вместе с фармацевтическими холдингами удерживают лидирующие позиции.
Эксперты связывают сложную ситуацию в фармбизнесе с высокой капиталоемкостью производства и долгим сроком окупаемости инвестиций. Новыми игроками сложно конкурировать с устоявшимися компаниями, и кадровый дефицит усугубляет ситуацию, особенно в аптечной рознице.
По оценке Twiga Data Solutions, в первом полугодии 2025-го общие расходы на офлайн-продвижение фармацевтических компаний, включая ТВ, радио, наружную рекламу и прессу, превысили 28 млрд руб., что на 62% больше, чем за аналогичный период 2024 года. При этом аналитики прогнозируют сохранение активного роста инвестиций в продвижение в третьем квартале.
