Sostav.ru

6 сфер, где скоро случится AR-революция

Разбираемся в уровнях реальности метавселенной, которая может стать «новой нефтью»

Бизнесу, который хочет привлекать молодую аудиторию, расширять географию своего присутствия и участвовать в формировании трендов, трудно игнорировать AR. НАСА использует очки дополненной реальности HoloLens от Microsoft для создания нового космического корабля. Facebook переименовался в Meta, взял курс на то, чтобы стать универсальной платформой метавселенной и набирает на разработку устройств AR около 10 тысяч сотрудников — почти пятую часть от общего числа. Эксперты прогнозируют продажи гарнитур AR к 2023 году на уровне 26 млн единиц в год. Евгений Мандельштам, диджитал-продюсер, основатель группировки Immerse Lab, которая создает спектакли и выставки в дополненной реальности, рассказал Sostav о тех индустриях, которые смогут получить наибольшую выгоду от внедрения AR-технологий, если решатся на это.

Фэшн и бьюти

Как поможет AR

Бьюти-бренды были одними из первых, кто осознал преимущества смешанной реальности для своего бизнеса. Для них инструмент зеркала — основной инструмент продаж, а маски и есть то самое цифровое зеркало. Но это только первый уровень взаимодействия, следующий — дать возможность примерить новые кроссовки, платье или прическу, не вставая с дивана. Чем точнее совпадает, то, что видят пользователи в AR с реальными вещами, тем больше растут продажи.

Возможные форматы внедрения технологии

При помощи AR можно создавать дополнительный цифрой слой на одежде: покупатель наводит камеру на принт футболки, и рисунок оживает в AR-реальности. Это дает дополнительную стоимость продукту, растет вовлечение пользователей, появляется новый уровень коммуникации. Маленькие бренды могут использовать social-AR — фильтры и маски в Instagram и Snapchat. Разработать свою маску и выйти на новый рынок даже с маленькой партией мерча. Как правило, стоимость такой разработки начинается от 100 тыс. руб. Ещё одна возможность роста — отдельные продукты, которые существуют только в цифровом пространстве и даже создание полноценных цифровых аватаров, которые будут представлять нас в соцсетях.

Примеры

Показы мод с применением AR-технологий уже не редкость. Например, такой подход был масштабно представлен на Ukrainian Fashion Week 2020−2021. Более того, модные дома, например, Gucci, уже сейчас продают отдельные цифровые товары, которые не купишь в реальности.

Девелопмент

Как поможет AR

Все продавцы недвижимости знают, что одна из самых сложных задач — вытащить клиента на объект. И что именно в этот момент человек принимает окончательное решение о покупке. Поэтому девелоперским компаниям выгодно погрузить человека в дополненную реальность и показать в деталях, как будет выглядеть его жилье, а не просто предложить котлован и несколько рендеров.

Возможные форматы внедрения технологии

На этапе продажи: мобильное приложение с возможностью прогуляться по будущей квартире и насладиться видом из окна, а не просто полетать по 3D-модели на компьютере. Далее, уже в самом доме, могут быть реализованы механики, доступные только его жителям. Например, AR-консьерж в квартире — цифровой дворецкий, помогающий управлять функциями умного дома. Для коммерческой недвижимости AR-навигация по торговым центрам, помощь с дизайном пространства — возможные точки роста бизнеса.

Примеры

Примерить диван, стол и кресло к новой комнате и оценить, насколько ковер будет мэтчиться со шторами, не потратив денег на их покупку — это позволяет сделать приложение Amikasa.

Другой пример — приложение Augmented.City, работающее на территории нескольких городов. Пользователь наводит камеру телефона на здание, а приложение даёт ему историческую справку, данные о заведениях и рейтинги ресторанов по версии TripAdvisor.

Ресторанный бизнес

Как поможет AR

Помимо своего прямого назначения, у ресторанов часто есть другая цель — создавать и укреплять коммьюнити. Как правило, за счёт двух каналов: соцсетей и мероприятий. Те рестораны, которые станут порталами в метавселенную и дадут своим посетителям возможность не только быть зрителями контента, но и находиться внутри него, получат максимум прибыли.

Возможные форматы внедрения технологии

Конечно, доставка: во время очередного локдауна клиенты ресторанов могут получать не только еду, но и QR-коды, дающие им возможность виртуально потолкаться в любимом шумном заведении. Кроме того, программы лояльности: постоянным посетителям рестораны могут давать доступ к уникальному контенту. Самый обычный предмет на столике у клиента может стать порталом в залы, где будут происходить невероятные события, ограниченные только фантазией креаторов.

Примеры

Нью-Йоркская пекарня Magnolia Bakery использует AR для того, чтобы демонстрировать потенциальным клиентам, каким получится тот или иной торт согласно их дизайну и пожеланиям.

А проект Le Petit Chef устраивает целый спектакль у пользователя в тарелке.

Музеи и галереи

Как поможет AR

Поход в музей или галерею — опыт, близкий к ритуальному. Возможно, поэтому многие задумки с цифровыми копиями предметов искусства на сайтах музеев оказывались провальными. AR-технологии должны не заменять реальный опыт присутствия в офлайн-пространстве, а усиливать его. Если на первом этапе цифровое искусство мыслилось как «кривое зеркало» настоящего, то сейчас мы наблюдаем начало другого этапа: переход к созданию полноценных оригинальных работ в дополненной реальности, использование смешанной вселенной как нового самостоятельно медиума искусства.

Возможные форматы внедрения технологии

Формат экскурсии и экспертный контент — пространство для развития AR в музеях. Когда-то сторителлинг проводился через людей-экскурсоводов, потом их заменили аудиогиды, теперь пришло время для AR.

Примеры

Городской архив Амстердама проделал огромную работу, создав сторителлинг для посетителей вокруг четырехсотлетних документов, имеющих отношение к жизни художника. Каждый документ стал порталом в 17 век, сопровождаемый анимацией и аудио.

Рижский мотормузей использовал AR для того, чтобы посетители смогли изучить устройство винтажных автомобилей.

Другой пример того, как искусство использует AR-среду — акционизм и политический активизм. Питерская арт-группировка «Явь» в 2021 году стала известной благодаря оригинальным AR-работам, художественным и политическим манифестам, доступным только в дополненной реальности — и потому недоступным для дворников и полицейских.

Ивенты

Как поможет AR

Сегодня редкое мероприятие — от концерта до футбольного матча — зритель не проводит с телефоном в руках. Использовать ситуацию могут все, кто имеет отношение к организации мероприятий. Например, ивент-менеджеры — добавляя цифровой слой к реальным событиям, делая зрителей уже не наблюдателями, а соучастниками.

Возможные форматы внедрения технологии

Закрытые ивенты всегда строились с использованием самых передовых, нередко элитарных, технологий. Сегодня такой технологией может быть AR. Кроме того, можно создать приложение или фильтр, которые при наведении на сцену будут запускать виртуальные объекты в зале или усиливать спецэффекты — вплоть до появления цифровых аватаров артистов.

Примеры

Главный пример 2022 года — диджитал-тур группы ABBA, во время которого аватары артистов, похожие на реальных исполнителей в конце 1970-х, выступят на сцене вместе с настоящими музыкантами. По мнению Евгения, это и есть качественный пример смеси реального и цифрового: обращение к истории, с одной стороны, и новый, уникальный опыт для зрителя, с другой.

Благотворительность

Как поможет AR

Сочувствие и доверие — главные эмоции, которых ждут от людей благотворительные организации и без которых невозможны просвещение, фандрайзинг и развитие волонтерства. Что же, для благотворительности есть хорошие новости: AR как никакой другой формат дает человеку возможность почувствовать себя в шкуре того, кому нужна помощь, развить эмпатию и тут же оказать поддержку.

Возможные форматы внедрения технологии

Кроме благотворительных NFT-аукционов, которые в России, например, уже проходят в пользу фонда «Подари жизнь», дополненная реальность предлагает и другие форматы. Это все механики, позволяющие оказаться на месте тех, кому повезло меньше, или получить поощрение за хорошее дело — пожертвование, донацию крови или пост о вымирающем виде животных.

Примеры

Американская кардиологическая ассоциация запустила AR-приложение для продвижения своих идей среди подростков и студентов: оно помогает не только собирать деньги, но и просвещать — через геймификацию рассказывать о профилактике сердечных заболеваний и заботе о своем здоровье. Safari Central: Wildlife AR даёт жителям городов возможность ежедневно наблюдать рядом с собой горилл, слонов и панголинов — животных, которым нужны наше внимание и помощь.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.