Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

Радиореклама в 1-м полугодии и во 2-м квартале 2012 года: медиаинфляция и сезонный спрос

 

Мария Смирнова
эксперт радио рынка
Согласно данным TNS Radio Index, в 1 полугодии 2012 рекламодатели потратили на московскую и национальную радиорекламу на 55% больше по отношению к аналогичному периоду 2011 года. Причем год назад рост рекламных бюджетов на радио в этом сегменте был менее заметным: в 1 полугодии 2011 было потрачено всего лишь на 15% больше, чем в 2010.



Однако эти показатели нельзя назвать абсолютными – при подсчете бюджетов TNS оперирует тарифами, которые указаны в официальных прайс-листах радиостанций, и не учитывает пакетные предложения и скидочную политику станций. Таким образом, более объективное представление о состоянии рынка на текущий момент отражают показатели объема проданного рекламного времени. И рост, исходя из этих данных, уже будет скромнее: в 1-м полугодии 2012 было продано на 20% больше рекламного времени, чем год назад.

При этом, оценивая состояние рынка, нельзя упускать и такой момент, как уровень медиаинфляции. В начале года мы прогнозировали медиаинфляцию на уровне 20%. В 1-м полугодии 2012 наш прогноз оправдался – медиаинфляция составила 15-20%.

Данные АКАР, на которые традиционно принято ориентироваться, пока не опубликованы. Но на сегодняшний день, отталкиваясь от вышеприведенных и собственных данных, участники рынка оценивают динамику к 1-му полугодию прошлого года в сегменте московской и национальной рекламы в 25-30%.

 

1-е полугодие 2012. Москва + сеть:


Увеличение затрат на радиорекламу в Москве и по сети было обусловлено сразу несколькими факторами. Главный из них – это, пожалуй, выход экономики на докризисный уровень, что привело к улучшению покупательской способности россиян, а значит, к появлению новых компаний и росту предложения со стороны действующих игроков рынка. Таким образом, с увеличением оборотов рекламодателей увеличились и рекламные бюджеты, которые они готовы потратить, в том числе на радио. Рекламодатели постепенно отказываются от краткосрочного планирования на месяц и переходят на долгосрочное планирование. Ряд клиентов уже планирует рекламу на 2013 год.

Вторым фактором, подтолкнувшим рост радиорекламы, стали изменения, произошедшие в начале года в секторе наружной рекламы, а именно запрет на перетяжки и подорожание щитов 3х6.

Также увеличение затрат на радиорекламу в 1-м полугодии 2012 обусловлено  прошедшим недавно Чемпионатом Европы по футболу и Олимпиадой, которая стартовала в Лондоне на прошлой неделе. На время проведения спортивных мероприятий спонсоры и партнеры игр в несколько раз увеличили рекламные бюджеты.

Кроме того, следует помнить и о медиаинфляции, о которой мы уже писали выше.

 

Что касается структуры клиентского портфеля, все категории рекламодателей увеличили свои затраты на радио по сравнению с 1 полугодием 2011 года. Размещений в национальном эфире, было больше, чем в московском, как и в прошлом году.

 

Топ-5 категорий в 1 полугодии 2012. Сегмент: Москва+сеть

Топ-5 категорий в 1 полугодии 2011. Сегмент: Москва+сеть

1.       Автомобили, мотоциклы

Медицина

2.       Медицина

Ритейл

3.       Ритейл

Автомобили, мотоциклы

4.       Строительство, недвижимость

Строительство, недвижимость

5.       Банки, финансовые услуги, страхование

Банки, финансовые услуги, страхование

 

Самый заметный рост бюджетов в этом году наблюдается в категории «Автомобили и мотоциклы». Во время кризиса автомобилисты на время уступили лидирующую позицию в рейтинге другим секторам. На спад в производстве автомобилей повлияли и разрушающие последствия цунами в Японии в марте прошлого года. Сейчас автомобильные компании, наконец-то, восстановили свои позиции на рынке и вернулись на первую строчку в топе рекламодателей.

 

1-е полугодие 2012. Регионы:


Анализируя рекламу в регионах, стоит отметить, что региональный мониторинг TNS Radio Index впервые появился в январе 2011 года. И изначально в него входили 13 городов: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Уфа, Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь, Челябинск, Сочи, Екатеринбург, Волгоград. В первом квартале 2011 в каждом городе проводился мониторинг всего пяти-шести радиостанций. В основном это были не местные, а сетевые станции, такие как ЕВРОПА ПЛЮС, АВТОРАДИО, РЕТРО FM, РУССКОЕ РАДИО, РАДИО ШАНСОН и др. И уже потом стали добавляться локальные. Сейчас мониторинг проводится по 25 станциям. Поэтому сравнение 1-го полугодия 2012 с 1-м полугодием 2011 было бы некорректным.

 

Структура клиентского портфеля в регионах частично отличается от Москвы и сети – здесь на первом месте рекламодатели из категории «Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция», которые всегда активизируются весной и летом в преддверии сезона отпусков в туристических городах. Но региональный рейтинг категорий совершенно не изменился по сравнению с прошлым годом:

 

Топ-5 категорий в 1 полугодии 2012. Сегмент: регионы

Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция

Ритейл

Автомобили, мотоциклы

Строительство и недвижимость

Банки, фин. услуги и страхование

 

Топ-10 клиентов в 1 полугодии 2012. Сегмент: регионы

METRO GROUP

О'КЕЙ (ГИПЕРМАРКЕТ)

PMI CORPORATION

СТС

ТНТ

TELE 2

МТС

МЕГАФОН

NCA

OBI

 

 2 квартал 2012. Москва + сеть:


Во 2 квартале 2012 года в сравнении со 2 кварталом 2011 затраты на радиорекламу, по данным TNS Radio Index, увеличились на 64%. По отношению к 1 кварталу 2012 бюджеты выросли на 37%.

Но так как мы условились ориентироваться не на брутто обороты, а на объем проданного рекламного времени, то реальный рост рынка будет меньше: количество проданного рекламного времени во 2 квартале 2012 на 30% больше, чем во 2 квартале 2011 года. В сравнении с 1 кварталом 2012 рост составил 23%.

Участники рынка оценивают рост в 30-35% по отношению к прошлому году.

 

Рекламные бюджеты на радио увеличили все категории клиентов. И клиентский портфель, таким образом, остался практически без изменений по сравнению с прошлым годом:

 

Топ-5 категорий во 2-м квартале 2012 года. Сегмент: Москва + сеть

Топ-5 категорий во 2-м квартале 2011 года. Сегмент: Москва + сеть

1. Автомобили, мотоциклы

1. Медицина

2. Медицина

2. Ритейл

3. Строительство, недвижимость

3. Автомобили, мотоциклы

4. Ритейл

4. Строительство, недвижимость

5. Банки, финансовые услуги, страхование

5. Банки, финансовые услуги, страхование

 

Топ-10 клиентов с максимальными бюджетами во 2 кв. 2012. Сегмент: Москва + сеть

vs

Топ-10 клиентов с максимальными бюджетами во 2 кв. 2011. Сегмент: Москва + сеть

1. ПОЧТА РОССИИ

Сервис

 

1. GLAXOSMITHKLINE

Медицина

2. MEDIA MARKT

Ритейл

 

2. MEDIA MARKT

Ритейл

3. ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ)

Ритейл

 

3. ПОЧТА РОССИИ

Сервис

4. ФАРМСТАНДАРТ

Медицина

 

4. X5 RETAIL GROUP

Ритейл

5. НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ

СМИ. Полиграфия

 

5. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

Социальная и политическая реклама

6. BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP

Медицина

 

6. МАТЕРИА МЕДИКА

Медицина

7. DAIMLER AG

Автомобили, мотоциклы

 

7. ИНКОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ

Строительство, недвижимость

8. TOYOTA

Автомобили, мотоциклы

 

8. STADA CIS

Медицина

9. ВТБ

Банки, финансовые услуги, страхование

 

9. CENTRAL PARTNERSHIP

Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция

10.   FORD MOTOR CO

Автомобили, мотоциклы

 

10.   PEUGEOT CITROEN RUS

Автомобили, мотоциклы


 Как мы видим из рейтинга клиентов с максимальными бюджетами, больше всех на радиорекламу тратят «Почта России» и MediaMarkt. Первые строят репутацию самого быстрого и удобного оператора почтово-телеграфных услуг. Вторые – чаще других рекламируют всевозможные акции и скидки на электронику и бытовую технику. Учитывая, что репутация «Почты России» еще не сформирована в умах потребителей, компания будет держаться в топе рекламодателей и в следующем квартале.


Наверняка увеличат свои рекламные бюджеты на радио в 3-м квартале и рекламодатели из категории «Медицина», что связано с сезонностью – осенью люди чаще болеют, а значит, чаще покупают лекарственные средства. Лидером этой категории по объемам купленного рекламного времени считается компания «Фармстандарт».


Ожидается также активизация клиентов из категорий «Банки, финансовые услуги, страхование» - для них весна и осень традиционно считаются сезонами повышенного спроса.  


С началом нового сезона еще активнее будут проявлять себя и крупные ритейлеры, а также рекламодатели из категории «Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция», ведь их потенциальные покупатели вернулись с курортов в город и готовы вновь ходить по ресторанам, кинотеатрам и магазинам в свободное от работы время.


2 квартал 2012. Регионы:


Рост на региональном рынке радиорекламы умереннее, чем в сегменте Москва+сеть: бюджет во 2 квартале 2012 года по сравнению со 2 кварталом 2011  вырос на 4%. Количество проданного инвентаря во 2 квартале 2012 на 3% больше, чем во 2 квартале 2011 года. Сравнивая с 1 кварталом 2012, во 2 квартале бюджеты выросли на 32%, количество проданного времени было на 23% больше.


Самый заметный рост наблюдался в Нижнем-Новгороде, благодаря новым крупным клиентам таким, как НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ, ПАВЛОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД (Н.Н.), RED TAXI (Н.Н.), НИТЭК (Н.Н.), ФОЛЬКСВАГЕН ЦЕНТР (Н.Н.), SLANDO, DOMO.


А самый большой спад был в Екатеринбурге – во 2-м квартале 2012 года в этом городе не размещались КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК, H&M, ЕДИНАЯ РОССИЯ (ПАРТИЯ), ХАРАКИРИ, КУБАНЬ (АВИАКОМПАНИЯ), КМАСТЕР (ЕКТ), СИНАРА (ГРУППА) и сократили бюджеты 4 КАНАЛ, НИГОРА (ЕКТ), MEGA (ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС), СТС, TELE CLUB, ТРИЛАЙН, ИРБИС (ЕКТ) ,УРАЛСИБ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ.


В 3-м квартале 2012 ожидается снижение активности в туристических городах. Прежде всего – в Сочи, где для сравнения в прошлом сентябре рекламы было на 16% меньше, чем в августе. При этом активизируются рекламодатели в городах-миллионерах, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Челябинск, Уфа, Пермь. В прошлом году в 3-м квартале рост в этих городах был на уровне 15-20%. Больше всего рекламного времени осенью 2011 было продано в Екатеринбурге.


Только ролики
Регионы: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВОЛГОГРАД, ЕКАТЕРИНБУРГ, КАЗАНЬ, КРАСНОЯРСК, НИЖНИЙ НОВГОРОД, НОВОСИБИРСК, ОМСК, ПЕРМЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ, САМАРА, СОЧИ, УФА, ЧЕЛЯБИНСК
Локальная реклама
Статистика: Длительность (мин.)
TNS Media Intelligence



Region

2 Q 2011

2 Q 2012

vs

Общий итог (без Красноярска, так как его не было в 2011)

633 063

652 398

3%

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

80 624

80 354

0%

КАЗАНЬ

56 145

60 963

9%

НИЖНИЙ НОВГОРОД

50 311

60 297

20%

УФА

58 579

60 060

3%

КРАСНОЯРСК

 

59 669

 

ОМСК

57 443

56 000

-3%

НОВОСИБИРСК

55 194

52 210

-5%

ВОЛГОГРАД

44 971

49 941

11%

ПЕРМЬ

40 974

45 812

12%

СОЧИ

42 319

42 304

0%

САМАРА

44 749

41 725

-7%

РОСТОВ-НА-ДОНУ

38 445

38 712

1%

ЧЕЛЯБИНСК

32 879

36 655

11%

ЕКАТЕРИНБУРГ

30 429

27 366

-10%



В региональном рейтинге категорий во 2-м квартале 2012 по отношению к прошлому году изменений не произошло. В 3-м квартале можно прогнозировать повышение активности рекламодателей из категорий «Ритейл», «Бытовые услуги и сервис», «Образование и трудоустройство». Причина все та же – окончание сезона отпусков.



Топ-5 категорий во 2-м квартале 2012 года. Сегмент: регионы

vs

Топ-5 категорий во 2-м квартале 2011 года. Сегмент: регионы

Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция

 

Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция

Ритейл

 

Ритейл

Автомобили, мотоциклы

 

Автомобили, мотоциклы

Строительство и недвижимость

 

Строительство и недвижимость

Банки, фин. услуги и страхование

 

Банки, фин. услуги и страхование

 

Топ-10 клиентов во 2-м квартале 2012 года. Сегмент: регионы

vs

Топ-10 клиентов во 2-м квартале 2011 года. Сегмент: регионы

METRO GROUP

 

METRO GROUP

ТНТ

 

PMI CORPORATION

О'КЕЙ (ГИПЕРМАРКЕТ)

 

INFLOT TRAVEL SERVICES

ЛЕНТА

 

ГЛАВСТРОЙ

МТС

 

МЕГАФОН

PMI CORPORATION

 

ТНТ

СТС

 

РОСТЕЛЕКОМ

TELE 2

 

X5 RETAIL GROUP

SLANDO

 

О'КЕЙ (ГИПЕРМАРКЕТ)

МЕГАФОН

 

TELE 2

 

Июнь 2012. Москва + сеть:


В июне 2012 обороты радиостанций до вычета скидок (брутто) по сравнению с июнем прошлого года выросли на 65%. Рост к маю 2012 составил всего 2%. При этом в июне 2012 было продано на 19% больше рекламного времени, чем в прошлом году, и на 7% меньше, чем в мае 2012 года.


Заметнее всего увеличили свое присутствие в сегменте московской и национальной радиорекламы в этом месяце рекламодатели из категорий «Автомобили», «Стройка» и «Ритейл». А сократили рекламные бюджеты клиенты из банковской сферы.


В целом небольшую стагнацию московского и национального сегмента радиорекламы можно считать сезонным явлением, которое переломится с наступлением нового сезона.



Топ-5 категорий в июне 2012. Сегмент: Москва + сеть

 Топ-5 категорий в июне 2011. Сегмент: Москва + сеть

Топ-5 категорий в мае 2012. Сегмент: Москва + сеть

Автомобили, мотоциклы

Медицина

Автомобили, мотоциклы

Ритейл

Ритейл

Медицина

Строительство, недвижимость

Строительство, недвижимость

 Ритейл

Медицина

Автомобили, мотоциклы

Строительство, недвижимость

 Сервис

Банки, финансовые услуги, страхование

Банки, финансовые услуги, страхование

 

Июнь 2012. Регионы:

 

Динамика роста регионального рынка в июне 2012 года тоже замедлилась: в этом месяце на радиорекламу было потрачено всего на 2% больше, чем год назад, и на 5% меньше, чем в мае 2012. Объем проданного рекламного времени вырос на 5% по сравнению с июнем 2011 и сократился на 4% в сравнении с прошлым месяцем. При этом спад наблюдается во всех городах, кроме Сочи, Перми и Ростова-на-Дону.

Меньше всего рекламы было продано в Волгограде, где не размещались БАВАРИЯ МОТОРС, РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, МИГ КРЕДИТ, НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР, THE DICH, и Екатеринбурге, где сократили свои бюджеты METRO GROUP, HEARST SHKULEV MEDIA, МЕДА ФАРМАСЬЮТИКАЛС ШВЕЙЦАРИЯ ГМБХ, АБАК-ПРЕСС, BOMOND, АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ, ЛУКОЙЛ и не разместились ИРБИС, X5 RETAIL GROUP, SLANDO, МУЗ ТВ, КАРАМЫШЕВ, РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ РАДИО, GENERAL MOTORS CORP, БРОЗОВСКИЙ.

 

Период: 01.06.2012 - 30.06.2012 
Только ролики+сп. ролики, вкл. бартер и промо 
Регионы: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВОЛГОГРАД, ЕКАТЕРИНБУРГ, КАЗАНЬ, КРАСНОЯРСК, НИЖНИЙ НОВГОРОД, НОВОСИБИРСК, ОМСК, ПЕРМЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ, САМАРА, СОЧИ, УФА, ЧЕЛЯБИНСК 
Локальная реклама 
Статистика: Длительность (мин.) 
TNS Media Intelligence 
По оценке Медиа плюс

 

Region

Jun 2011

May 2012

Jun 2012

Jun 2012 vs  May 2012

Jun 2012 vs   Jun 2011

Общий итог

204 754

239 329

228 102

-5%

11%

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

24 767

26 739

25 665

-4%

4%

УФА

19 491

20 017

19 412

-3%

0%

КАЗАНЬ

17 458

20 082

19 207

-4%

10%

НИЖНИЙ НОВГОРОД

17 138

20 909

19 156

-8%

12%

КРАСНОЯРСК

 

20 254

18 986

-6%

 

ОМСК

20 002

19 225

17 453

-9%

-13%

НОВОСИБИРСК

17 878

17 533

16 292

-7%

-9%

СОЧИ

15 577

13 813

15 899

15%

2%

ВОЛГОГРАД

14 234

17 802

15 352

-14%

8%

ПЕРМЬ

14 575

14 889

15 191

2%

4%

САМАРА

14 075

14 248

13 653

-4%

-3%

РОСТОВ-НА-ДОНУ

10 759

12 228

12 370

1%

15%

ЧЕЛЯБИНСК

10 644

12 094

11 803

-2%

11%

ЕКАТЕРИНБУРГ

8 157

9 496

7 662

-19%

-6%



В региональном рейтинге рекламодателей особых изменений по отношению к прошлому году не произошло. По сравнению с маем 2012 заметно увеличили бюджеты клиенты из категории «Ритейл», а именно MEGA (ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС), МАКСИДОМ (СЕТЬ ГИПЕРМАРКЕТОВ), СВЯЗНОЙ, CASTORAMA, ТЕХНОНИКОЛЬ, ГАЛЕРЕЯ (ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР), СЧАСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД, ПРАКТИКА, благодаря чему «Ритейл» оказался в лидерах:


Топ-5 категорий в июне 2012. Сегмент: регионы:


1. Ритейл


2. Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция


3. Автомобили, мотоциклы


4. Строительство и недвижимость


5. Банки, фин. услуги и страхование


Также в этом месяце на рынке появились новые рекламодатели с бюджетом более 1 млн. рублей, которых не было ни в мае 2012, ни в июне 2011: M-1 GLOBAL, CHRYSLER CORPORATION, СПУТНИК (КОМПАНИЯ), ТАШИР, ГАЛЕРЕЯ (ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР), ЭРАРТА (С-ПБ), SAB, ЭКСИМЕР (ЦЕНТР), BALLU INDUSTRIAL GROUP, ФАЭТОН (АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ), STATOIL HYDRO и CARGLASS.

 

 

02.08.2012


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2013
развернуть
2012
свернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов