18.12.2012

Онлайн-ритейл привлекает небогатых россиян

Лидером по популярности интернет-покупок стал Екатеринбург, Москва на 3 месте

Иллюстрация Fotolia

Агентство Gemius, занимающееся мониторингом в области интернета, провело исследование российских онлайн-ритейлеров. Согласно данным измерителя, отрасль демонстрирует стабильный рост, Москва по популярности интернет-покупок отстает от Северной столицы и Екатеринбурга, а больше половины посетителей онлайн-магазинов приходится на людей с доходом ниже 30 тыс рублей в месяц.

Отталкиваясь от данных Gemius, общую динамику рынка электронной коммерции в стране можно назвать предсказуемо хорошей. По итогам прошлого года суммарный оборот сегмента достиг 315 млрд рублей и ожидается, что к концу нынешнего года он вырастет еще на 28%. Если год назад суммарный охват интернет-аудитории порталами сектора e-commerce составлял чуть более половины, то уже в октябре он равнялся 2/3 от общего числа пользователей рунета или почти 40 млн человек.

Как ни странно, лидерство по показателю охвата принадлежит не столице, а Екатеринбургу: здесь к услугам онлайн-магазинов прибегает 81,6% интернет-аудитории. На втором месте Петербург (73,9%), от которого Москва отстает довольно незначительно (72,1%). Из крупных городов самый серьезный потенциал для роста у Владивостока: в административном центре Приморья интернет-покупки совершают менее половины подключенных к сети жителей (48,3%).

Электроника и бытовая техника

В целом по стране самым востребованным порталом сегмента электроники и бытовой техники по состоянию на октябрь был svyaznoy.ru. Согласно данным Gemius, месячная аудитория сайта достигла 5,5 млн. уникальных посетителей (не файлов-куки и не IP-адресов). Вторую позицию занял Sotmarket.ru (около 4,23 млн.), а третью – с достаточно большим отставанием - Mvideo.ru, у которого в октябре было 2,645 млн уникальных просмотров. Всего бытовой техникой, гаджетами и программным обеспечением в 11 крупнейших интернет-магазинах сегмента интересовалось более тринадцати миллионов человек.

Нетрудно отметить, что в гендерном отношении порталы, торгующие компьютерами и софтом, являются значительно более «мужскими», чем те, что ориентированы в основном на бытовую технику. Так, аудитория компьютерного магазина Nix.ru на 82% состоит из мужчин, а на таких сайтах, как Mvideo.ru и Holodilnik.ru, на долю женщин приходится более половины визитеров.

В целом большая часть посетителей интернет-магазинов бытовой техники – это люди со скромным (15-30 тыс рублей в месяц) или даже очень скромным достатком (менее 15 тысяч). Относительное исключение представляют лишь Ulmart.ru и Nix.ru, где около трети посетителей располагают доходом от 30 до 60 тысяч, и Softkey.ru, где каждый четвертый смотревший относится к категории работников с зарплатой от 60 тыс. и более. Стоит также отметить, что от 5 до 25% посетителей онлайн-магазинов предпочитают свой доход не называть.

Онлайн-маркет

Среди магазинов класса онлайн-маркет лидирующим остается Avito.ru, на долю которого приходится более половины всей аудитории этого сегмента (17,4 миллионов из 32). Следом за ним идет Yandex - Market (13,5 млн. посетителей) и Slando.ru, охват которого превышает десять миллионов человек.

Почти на всех топовых площадках этого сектора доля мужской и женской части аудитории разделена почти поровну, с незначительным перевесом в ту или иную сторону. Несмотря на постепенное «взросление» среднего пользователя рунета, основная часть посетителей маркет-порталов – молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет: таких на большинстве сайтов этой категории более 60%. Причем, как и в случае с онлайн-магазинами электроники, больше половины всех визитеров здесь не может похвастаться доходом выше 30 тысяч рублей.

По данным Gemius за октябрь, кроме очевидных лидеров (Avito.ru, Yandex-Market и Slando.ru) cамым популярным маркет-сайтом в Москве был molotok.ru, который в столице посетили 44% от всей аудитории данного сегмента.

Одежда и Аксессуары

Только что отметившийся слухами о сделке с гигантом интернет-ритейла, порталом asos.com, сайт wildberries.ru остается лидером среди площадок, торгующих одеждой, обувью и аксессуарами. Из шестнадцати с половиной миллионов человек, посещавших восемь крупнейших магазинов этой категории, почти 10 млн. заходили на страницы wildverries.ru. Занимающая второе место lamoda.ru отстает от лидера в два раза с 4,7 млн. уникальных посетителей. На третьей позиции портал Kupivip.ru, немного недотягивающий до 3,5 млн.

Как легко предположить, в традиционно женской категории онлайн-ритейла представительницы прекрасного пола являются и самыми усердными посетителями: на их долю в сегменте приходится от 65 до 77% просмотров. Однако эта закономерность не вполне верна для лидера: аудитория wildberries.ru почти на 44% состоит из мужчин.

С точки зрения доходов средний посетитель интернет-магазинов одежды столь же мало состоятелен, как и в случае с онлайн-маркетами и площадками, торгующими техникой. Все же стоит отметить, что среди визитеров wilberries.ru людей с совсем скромным доходом (до 15 тысяч рублей) немного – менее 8%.

ВЦИОМ: затраты на онлайн-покупки за год выросли вдвое

Согласно данным мониторинга социологов, только 29% от общего количества российских пользователей (доля которых составляет 53% от населения страны) имеют опыт приобретений через глобальную сеть. Большинство веб-шопперов – молодые люди в возрастном промежутке от 25 до 34 лет. Половина из них живут в Санкт-Петербурге и Москве.

Чаще всего покупают одежду и обувь (13%), кроме того, в список самых популярных интернет-покупок входят электроника (7%), бытовая техника, как мелкая, так и крупная (4 и 6% соответственно), аудио- видеопродукция, журналы и книги (%), турпутевки, авиа- и ж/д билеты (5%), косметика и домашние товары (5 и 3%), украшения (3%).

Впрочем, по сравнению с прошлым годом, объем средств, потраченных на «сетевые» приобретения средним покупателем, существенно вырос. Если в 2011 году эта сумма составляла 3402 рубля, то в нынешнем – почти в два раза больше, 6553 рублей.

Евгений Чепурной, Sostav.ru
Ксения Вознюк, Sostav.ru
Эксперты выделили, какая лучше ломтерезка для дома, читать здесь.