10.07.2012

«За брендом приходит понимание того, что город нужно менять»

Алексей
Андреев:
Брендинг
территорий
как брендинг
колбасы
Эркен Кагаров:
Брендинг - дело
профессионалов
Пермский край:
чайники,
варежки
и ... НЛО



Фото пресс-центра АБКР

На вопросы Sostav.ru отвечает Борис Мильграм, российский театральный режиссер, один из идеологов пермского культурного проекта, до недавнего времени заместитель председателя Правительства Пермского края.

- Брендинг территорий – явление для России не новое. Проект брендирования Перми стал, пожалуй, самым крупным и известным на федеральном уровне. Какие задачи перед ним стоят? Насколько проект справляется со своими задачами?

- Перед проектом стояла задача создать сделать территорию узнаваемой и решать ряд проблем, которые стоят перед регионом, прежде всего, это экономические проблемы, связанные с миграцией населения, а также сделать территорию привлекательной для инвесторов. Процесс брендирования Перми идет достаточно удачно, другое дело, что сейчас поменялся руководитель региона, поменялась полностью команда, управляющая регионом. Как они распорядятся дальнейшим развитием, покажет время.

- Можете назвать поименно людей, которые работали над проектом на уровне местной власти и привлеченных специалистов?

- Это очень большая команда. Сейчас у нас проходит огромный фестиваль, который длится месяц. Только им занимаются сотни людей. А вообще в центре этого проекта стоят Марат Гельман, Александр Чепарухин, мой заместитель Вероника Вайсман, теперешний министр культуры Пермского края Александр Протасевич, большое количество креативных людей.

- Помимо создания брендбуков делается ли что-то на уровне создания инфраструктуры?

- Безусловно. Уже готов проект реконструкции Музея современного искусства в бывшем Речном вокзале, проект новой сцены оперного театра, проходит внутренняя реконструкция Театра-Театра, начата работа по новому зданию галереи с выдающимся швейцарским архитектором Питером Цумтером.

- Известно, что «ребрендинг» Перми вызвал неоднозначную реакцию со стороны населения и части элиты. Как реагирует на проект местное население? Привлекаются ли местные жители к разработке и развитию этого проекта?

- Любое действие, которое затрагивает социальные стороны, не может вызвать однозначную реакцию. Это бывает очень редко.

Вот если сегодня новый губернатор Перми скажет: «Мы отменяем этот бренд, мы не будем культурной столицей», вот это уже вызовет страшное разочарование, бурю негодования.

Да, реакция была неоднозначной, многие не понимали, как можно объявить себя культурной столицей при, в общем-то, не очень красивой ситуации в Перми. Некоторые не осознавали, что за брендом приходит понимание того, что город нужно менять, то есть сначала нужно себя «объявить», а потом дотягиваться до этого уровня.

- Насколько реальное положение вещей в регионе соответствует тому образу, который создается специалистами?

- Все меняется, может быть недостаточно быстро, как хотелось бы, ну например, в этом году мы проводили фестиваль «Белые ночи в Перми», построили фестивальный городок, чем изменили жизнь центра города. За 23 дня прошло более миллиона посетителей. Интерес огромный, городок очень красивый, но сказать, что вся Пермь уже преобразилась, нельзя.

- Из каких источников осуществляется финансирование? Озвучьте сумму инвестиций в проект.

- Прямых инвестиций в брендинг не было. Есть программа «Пермь – культурная столица», трудно оценить, сколько она стоит. Можно говорить по отдельным мероприятиям, фестивалям.

В принципе, за эти годы финансирование культуры из краевых средств увеличили в 2 раза, при этом эта сумма составляет 2,58% от бюджета края. Есть, конечно, спонсоры, они появляются периодически, принимают участие в отдельных проектах.

- Сейчас активно брендируются города и деревни Пермского края. Как их концепция вписывается в общую концепцию региона? Или же это совершенно отдельные, самостоятельные проекты?

- Мы создали условия, когда каждый должен найти свою нишу, должен развивать себя, возбудить интерес к себе, и это вписывается в общую концепцию.

- Важно ли, чтобы над брендингом территорий в России работали только отечественные специалисты, ведь соотечественники – носители культуры? Каким образом среди отечественных специалистов отбираются специалисты?

- Мы проводим форумы, консультируемся со специалистами из разных стран, из разных городов, но в целом наша команда пермско-московская. В таком процессе обязательно должны участвовать специалисты по культурному маркетингу, а к какой стране они принадлежат – не самое важное, главное – чтобы они могли изучить предмет.

- Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, вступив в должность, попросил общественность помочь ему найти «настоящую Пермь», лишенную иллюзий и «культурных» мифов. С тех пор концепция развития региона претерпела ли какие-либо изменения или проект развивается в принятом ранее русле? 

- Да, губернатор сделал ряд заявлений, сейчас наконец сформирована команда, полностью заменившая предыдущую, и буквально на днях Виктор Басаргин дал установку, что мы продолжаем работать над всеми проектами. Он действительно хочет создать внутренние экспертные советы, члены которых выразили бы отношение к тем проектам, которые уже ведутся. Думаю, что это не лучший вариант, поскольку экспертный внутренний совет всегда обременен своей собственной мотивацией. Нужно также внешнее участие, российских и зарубежных специалистов, которые могли бы привнести еще какие-то знания, чтобы все обсуждение не сводилось к «нравится-не нравится».

Информационная служба, Sostav.ru