03.04.2012

E-commerce повышает «мобильность»

Рост числа владельцев смартфонов приведет к росту популярности m-commerce, считают эксперты

Иллюстрация Fotolia

Российская электронная коммерция ввиду своего бурного роста продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых тем в торговле. В данном секторе наметился ряд ярких тенденций, о которых Sostav.ru уже неоднократно писал. Это освоение ритейлерами социальных сетей, приход в онлайн физического ритейла, скорый выход в регионы, пока еще малоосвоенные в этом плане, но обладающие огромным потенциалом. Еще один важный тренд, который будет прослеживаться в e-commerce в течение последующих лет, - рост так называемой m-commerce – торговле через мобильные приложения.

По данным Enter, средние темпы роста e-commerce за 2008-2011 годы в Бразилии составили 31,5%, в России – 30%, в Индии – 55%, в Китае – 36%. Этому способствовали такие факторы, как распространение Интернета, изменение потребительских предпочтений (когда клиенты все реже хотят тратить свое время в очередях), а также стремление компаний оптимизировать расходы в условиях экономического кризиса.

Enter намерен перенять опыт Tesco

Страны БРИК в развитии e-commerce пустились в погоню за США и Европой. В большинстве своем путь онлайн-ритейла в быстроразвивающихся странах схож с путем, которым шли развитые страны. Компания Enter, розничная сеть, специализирующаяся на мультиканальных продаж, провела исследование мирового и российского потребительского рынка. По данным компании одним из важных трендов в торговле является развития m-commerce, причиной тому – рост популярности смартфонов, разработка систем для оплаты товаров с помощью телефона и развитие беспроводного Интернета.

По оценкам Всемирного банка, в 2011 г. рост глобальной экономики составил 2,7%, в то время как традиционный ритейл, по оценке Центра стратегических исследований Enter, вырос на 9%, а онлайн-торговля – на 17% по сравнению с предыдущим годом.

Глобальный рынок смартфонов вырос за год на 54%, а в четвертом квартале 2011 года было продано рекордное количество смартфонов – 155 миллионов. За прошедший год наибольший прирост показали смартфоны и в России, достигнув по данным сети «Связной», доли на рынке в 20%. Всего за год было продано порядка 7,5 миллионов таких устройств. По оценкам агентства Telecom Daily, эта цифра превышает 7,7 миллионов штук.


Напомним, что одной из первых на масштабный эксперимент с покупками через мобильный телефон решилась сеть Tesco. В корейском метро разместили виртуальные витрины, на которых были изображены полки с продуктами. По пути покупатели могли отсканировать код нужного продукта, который автоматически попадал в корзину, заказ сразу же обрабатывался, и покупки доставлялись прямо домой практически к приезду покупателя. Кстати, сама компания Enter планирует повторить нечто подобное на российском рынке.

Огромную популярность приобретают и мобильные приложения. Практически все крупные российские сети уже обзавелись такими приложениями. Один из недавних примеров - MediaMarkt, запустивший приложение для IPhone. За первые 10 дней его скачали более 7000 раз.

Наиболее перспективный сегмент – детские товары

Если говорить об интернет-торговле в целом, то, по мнению аналитиков ЦСИ Enter, она будет развиваться куда более агрессивными темпами, чем прогнозируется. Пока что наиболее развитыми категориями товаров в e-commerce являются товары сегмента non-food.

Что касается ассортимента, то в структуре рынка non-food (именно ее рассматривал в своем исследовании Enter) доминируют следующие категории: одежда и обувь (более 20% от общего объема), бензин и автомобили (по 10%), фармацевтические товары (12%), FMCG и косметика (10%), бытовая техника и электроника (11%), товары для дома и DIY (7%).

На сегодняшний день на рынке присутствует около 25 000 розничных интернет-магазинов (рост составил 56% по сравнению с 2010 г., по данным InSales). При этом 50 крупнейших интернет-магазинов занимают по оценкам ЦСИ Enter лишь 16% всех онлайн-продаж.

По оценкам ЦСИ Enter, из сегментов non-food лучше всего развит рынок бытовой техники и электроники: размер рынка в 2011 года составил 1100 миллиардов рублей, 10% из которых приходится на онлайн-торговлю.

Бурный рост в перспективе покажут рынок товаров для детей и рынок спортивных товаров. Ключевым драйвером развития рынка детских товаров, по мнению аналитиков Enter, является рост средних расходов на ребенка на фоне положительной динамики рождаемости: в 2012 году рынок вырастет почти на 30%. Рынок спортивных товаров будет расти на 15-20 % в год. Причиной тому - набирающий популярность спортивный образ жизни и появление новой спортивной инфраструктуры.

Рост рынка мебели, товаров для дома и DIY, Enter оценивает на уровне 12-15%. При этом для рынка товаров для дома и DIY, а также для рынка ювелирных украшений характерна минимальная интернет-доступность – меньше 1% всех продаж происходит через Интернет.

Динамика роста ВВП, онлайн-торговли
и офлайн-торговли
Прогнозируемые тренды развития
Российского ритейла
Сегментация Топ-250 розничных
компаний по направлениям ритейла
Самые быстрорастущие розничные
компании по направлениям ритейла

Что ограничивает онлайн-торговлю?

По мненнию аналитиков ЦСИ Enter, в процессе дальнейшего развития торговли существует ряд сдерживающих факторов: это низкий уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, высокий уровень административных барьеров, дефицит качественных торговых площадей, депопуляция населения (уменьшение в среднем на 0,3% в год, по данным Росстата).

Проблемным фактором развития электронной коммерции в России, помимо неразвитой логистики, является отсутствие гарантий безопасности покупок в Интернете. Так, Россия лидирует по количеству покупателей, которые выбирают в Интернете, а покупают в обычных магазинах, их 88% (в Европе таких покупателей – 72%, а в США – 51%), говорится в исследовании. Кроме того, многие россияне до сих пор не приучены совершать покупки онлайн, им важнее увидеть товар воочию, потрогать его, оценить на месте. 

Кроме того, онлайн-торговля в России по-прежнему остается в большинстве своем «серым», непрозрачным бизнесом. По словам Сергея Румянцева, гендиректора сети Enter, объемы его могут составлять порядка 250 миллиардов. Отечественным магазинам пока не хватает и качества сервиса.

«Низкая, по сравнению со странами-лидерами, доля интернет коммерции объясняется не только, как принято, плохой логистикой, большими расстояниями, отсутствием опыта покупок в Интернете у населения и т.п., но фактическим отсутствием нормальных интернет-магазинов в регионах, - считает директор Департамента коммерческого анализа компании Enter Александр Прохоров. - Нормальных – это значит предоставляющих правдивую информацию о наличии и происхождении товара, ставящих целью привезти нужный товар достаточно быстро и за адекватные (сопоставимые на уровне региона с конкурентами) деньги, а не формально транслирующих цены и сроки доставки транспортных компаний».



Читать также:
SOSTAV.RU Онлайн-торговля растет в 5 раз быстрее оффлайна
SOSTAV.RU Все больше ритейлеров приходит в online и осваивает социальные сети
SOSTAV.RU Смартфоны вытесняют телефоны

Наталья Малютина, Sostav.ru