07.11.2011

Медиаобзор. Чего ждет медиарынок?

Эксперты проанализировали ожидания представителей отрасли: все боятся грядущего кризиса и уповают на интернет

Иллюстрация Fotolia

Подавляющее большинство представителей медиаиндустрии уверены, что наибольший рост по итогам года продемонстрируют сегменты интернет-сервисов и интернет-услуг, новые медиа, разработка программного обеспечения и цифрового контента. В то же время, за традиционными медиа первенство по динамике признают менее трех процентов респондентов. Таковы данные исследования аудиторско-консалтинговой группы BDO Россия (на отечественном рынке эта международная структура известна под брендом «Юникон»), полную версию которого Sostav.ru представляет ниже.


Наибольшие угрозы для развития бизнеса в ближайшие два года

Как по выборке в целом, так и в отдельных ее группах главную угрозу респонденты видят в потенциальном экономическом кризисе. По мнению Сергея Аветисяна («АКАДО-Столица»), финансовый кризис, если он все же случится, действительно будет оказывать серьезное влияние не российский бизнес. «Однако, судя по кризису 2008-2009 годов, разные отрасли преодолевают кризисные периоды с разной степенью успешности. Например, телекоммуникационный бизнес во время недавнего финансового кризиса демонстрировал рост. Некоторые компании использовали кризис как возможность оптимизировать свой бизнес, пересмотреть стратегию, найти новые маркетинговые ниши и в результате добиться успеха», - подчеркнул представитель телеком-компании.

Подробнее о респондентах

В перечне угроз представители крупного и среднего бизнеса, помимо экономического кризиса, отдали ведущие позиции следующим опасностям: угрозы давления со стороны других субъектов рынка, нехватка нужных кадров и денежных средств, а малого бизнеса - деятельность государственных структур и изменения в сфере налогообложения.

 

Угрозы (все компании)

 

1

Возможный экономический кризис

15

2

Давление со стороны других субъектов рынка

6

3

Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски

5

4-5

Нехватка нужных кадров

4

4-5

Изменения в сфере налогообложения

4

6

Проблемы в управлении компанией

3

7-8

Нехватка денежных средств

2

7-8

Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы)

2

9

Иное

1

 

Угрозы (крупный и средний бизнес)

 

1-2

Возможный экономический кризис

3

1-2

Давление со стороны других субъектов рынка

3

3-4

Нехватка нужных кадров

2

3-4

Нехватка денежных средств

2

5-6

Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски

1

5-6

Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы)

1

 

Угрозы (малый бизнес)

 

1

Возможный экономический кризис

12

2-3

Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски

4

2-3

Изменения в сфере налогообложения

4

4-5

Давление со стороны других субъектов рынка

3

4-5

Проблемы в управлении компанией

3

6

Нехватка нужных кадров

2

7-8

Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы)

1

7-8

Иное

1



Изменения в отраслевом законодательстве, которые отразились на бизнесе респондентов в наибольшей степени

Первое место в этом разделе заняли изменения, внесенные в законодательство о персональных данных: такой вариант выбрали 32,61% компаний - участниц опроса. На втором месте оказались разъяснения Верховного суда РФ об отсутствии ответственности редакции электронного СМИ за комментарии посетителей, размещенные без предварительного редактирования: этот вариант ответа указали 30,43%. Третье место заняли изменения в ст. 1273 ГК РФ, ограничивающие возможности воспроизведения произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения.

Среди других вариантов ответа упоминалось постановление Правительства РФ, обязывающее изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей уплачивать вознаграждение организации по управлению авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, но его не выбрал ни один респондент.

Место

Вариант ответа

Частота выбора, %

1

Изменения в законодательстве о персональных данных, предусматривающие необходимость получения письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных

32,6%

2

Разъяснения Верховного Суда РФ об отсутствии ответственности редакции электронного СМИ за комментарии посетителей, размещенные без предварительного редактирования

30,4%

3

Изменения в ст. 1273 Гражданского кодекса РФ, сужающие возможность свободного воспроизведения произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения

26,1%

4

Ничего из перечисленного

4,3%

5-7

Отсутствие нормативно-правовой защиты от плагиата новостных сообщений

2,2%

5-7

Запрет на распространение прессы в зоне 25 м от метро

2,2%

5-7

Повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с января 2011 г.

2,2%



Изменения, которые следует внести в законодательство, регулирующее отрасль

По мнению респондентов, в первую очередь следует усовершенствовать законодательство, регулирующее функционирование интернета - так полагают 31,6% опрошенных.

На втором по популярности месте оказались необходимые изменения в федеральный закон о СМИ (21,05%). За иные варианты ответов высказалось менее чем по 20% респондентов.

Место

Вариант ответа

Частота выбора, %

1

Следует усовершенствовать законодательство, регулирующее функционирование Интернета

31,6%

2

Следует внести изменения в федеральный закон о СМИ

21,1%

3

Следует разграничить ответственность информационных провайдеров-посредников

15,8%

4

Следует усовершенствовать порядок взаимодействия с организациями по коллективному управлению правами

13,2%

5

Следует усовершенствовать законодательство в области размещения социальной и спонсорской рекламы

10,5%

6

Ничего

5,3%

7

Упростить порядок получения и использования электронных подписей

2,6%



Вид бизнеса в медиаотрасли, который в 2011 году покажет наибольший рост

Большинство респондентов (43,59%) ожидает, что по итогам 2011 г. наибольший рост продемонстрирует бизнес, связанный с интернет-сервисами и интернет-услугами. Далее с заметным отрывом идут новые медиа (28,21%), создание ПО и цифрового контента (25,64%). Среди возможных вариантов ответа в анкете упоминалась реклама, но этот вариант не выбрал ни один респондент.

Место

Вариант ответа

Частота выбора, %

1

Интернет-сервисы и интернет-услуги

43,6%

2

Новые медиа (цифровые, в том числе интерактивные медиа, не являющиеся классическими эфирными и кабельными ТВ и радио с аналоговым или цифровым сигналом)

28,2%

3

Разработка ПО, игр, создание цифрового контента (в том числе для мобильных устройств)

25,6%

4

Традиционные медиа и производство контента для них (бумажная пресса, классические эфирные и кабельные ТВ и радио с аналоговым или цифровым сигналом)

2,6%



Наиболее перспективный шаг для дальнейшего развития компании

В качестве таких шагов большая часть респондентов назвала развитие новых или уже существующих продуктов и услуг. При этом представители крупного и среднего бизнеса считают более перспективным развитие существующих продуктов, а малого бизнеса - новых.

Интересно отметить, что такой шаг, как покупка другой компании, не назвал ни один респондент.

Вариант продажи собственного бизнеса популярностью также не пользовался. Среди представителей малого бизнеса этот ответ выбрали 2,56%, а крупные и средние компании подобный шаг не рассматривают вообще.

 

Перспективный шаг (все компании)

 

1

Развитие новых продуктов/услуг

35,90%

2

Развитие уже существующих продуктов/услуг

28,21%

3

Стратегическое партнерство

17,95%

4

Усиление маркетинговой активности

10,26%

5

Выход на новые рынки

5,13%

6

Продажа бизнеса

2,56%

 

Покупка другого бизнеса

0,00%

 

Перспективный шаг (крупный и средний бизнес)

 

1

Развитие уже существующих продуктов/услуг

50,00%

2

Развитие новых продуктов/услуг

30,00%

3

Стратегическое партнерство

20,00%



Монетизация

Основным способом монетизации у компаний разного по масштабу бизнеса является реклама. По мнению Юрия Строфилова, соучредителя компании Spbnews, это отражает ситуацию на сегодняшний день, но не тенденцию. Что касается интернет-проектов, то здесь отмечается кризис рекламной модели: количество кликов на тысячу показов и доверие к объекту рекламы падают. Как результат, добиться лояльности покупателя в рекламной модели невозможно.

Вторым по популярности вариантом ответа представителей крупного и среднего бизнеса оказался «полностью или частично платный доступ к информации», а малого бизнеса — «производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков».

 

Монетизация (все компании)

 

1

Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги

28

2-3

Продажа печатных носителей информации

9

2-3

Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков

9

4

Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.)

8

5

Продажа электронных носителей информации

6

6

Иные платные услуги, кроме названных в этой таблице

3

7

Консалтинг и паблик рилейшнз

2

 

Монетизация (крупный и средний бизнес)

 

1

Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги

8

2

Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.)

4

3

Продажа печатных носителей информации

3

4-6

Продажа электронных носителей информации

1

4-6

Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков

1

4-6

Иные платные услуги, кроме названных в этой таблице

1

 

Монетизация (малый бизнес)

 

1

Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги

19

2

Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков

8

3-4

Продажа печатных носителей информации

5

3-4

Продажа электронных носителей информации

5

5-6

Иные платные услуги

2

5-6

Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.)

4

7

Консалтинг и паблик рилейшнз

2



Наиболее острые потребности компаний

По мнению респондентов, в наибольшей степени их компании нуждаются в людях, способных воплотить имеющиеся идеи (61,54%). Особенно остро стоит этот вопрос для представителей крупного и среднего бизнеса: 81,82% респондентов из компаний такого масштаба выбрали данный вариант ответа.

Потребности в материальных ресурсах и новых идеях примерно равны - и обе уступают потребности в кадрах. О необходимости государственной поддержки заявили лишь 5,13% респондентов (отметим, что этот вариант указали только представители малого бизнеса).

 

Потребности респондента (все компании)

 

1

Люди, которые могут качественно воплотить имеющиеся идеи

61,54%

2

Деньги, материальные ресурсы

17,95%

3

Новые идеи

15,38%

4

Поддержка государства

5,13%

 

Потребности респондента (крупный и средний бизнес)

 

1

Люди, которые могут качественно воплотить имеющиеся идеи

81,82%

2-3

Новые идеи

9,09%

2-3

Деньги, материальные ресурсы

9,09%

4

Поддержка государства

0,00%



Привлечение финансирования: потребности, возможности, источники

По оценкам респондентов, в большинстве случаев их компании не планируют проводить денежные заимствования: такой ответ дали 64,86% опрошенных. В то же время 27,27% респондентов из крупных и средних компаний ответили на вопрос о возможности привлечения заемного финансирования утвердительно.

 

Заимствования (все компании)

 

1

Нет

64,86%

2

Мы еще не определились

24,32%

3

Да

10,81%

 

Заимствования (крупный и средний бизнес)

 

1

Нет

54,55%

2

Да

27,27%

3

Мы еще не определились

18,18%

Большинство респондентов нейтрально оценивают возможности собственной компании по привлечению финансирования («не легко и не сложно»).

 

Легкость финансирования (все компании)

 

1

Не легко и не сложно

58,33%

2

Сложно

16,67%

3

Легко

12,50%

4

Очень сложно

8,33%

5

Очень легко

4,17%

Наиболее вероятным источником заимствования для своей компании большинство респондентов (50%) видит российское частное финансирование.

 

Источники финансирования (все компании)

 

1

Привлечение российского частного финансирования

50,00%

2

Публичное заимствование на российском рынке

18,18%

3-4

Привлечение зарубежного частного финансирования

13,64%

3-4

Иное

13,64%

5

Публичное заимствование на зарубежных рынках

4,55%



Ну и, наконец, ожидаемый рост собственного бизнеса в 2011 году

Большинство респондентов полагают, что темпы роста их бизнеса в текущем году составят 10-15% (так ответили 28,21% респондентов по всей выборке) или 20-30% (мнение 30,77% респондентов). При этом представители среднего и крупного бизнеса чаще всего отмечали вариант 10-15% — так ответили 45,45% опрошенных в этой группе, в то время как большинство представителей малого бизнеса сходится на сценарии роста бизнеса на 20-30%. Такое мнение озвучили 37,04% респондентов данной группы, а 18,52% малых предприятий ожидают роста бизнеса на 10-15%.

Рост бизнеса в 2011 (все компании)

 

150-200%

5,13%

100%

7,69%

50-60%

7,69%

20-30%

30,77%

10-15%

28,21%

Менее 10%

5,13%

Меньше или равно 0%

7,69%

Не дали ответа

7,69%

Рост бизнеса в 2011 (крупный и средний бизнес)

 

150-200%

9,09%

50-60%

9,09%

20-30%

18,18%

10-15%

45,45%

Менее 10%

18,18%

Рост бизнеса в 2011 (малый бизнес)

 

150-200%

3,70%

100%

11,11%

50-60%

7,41%

20-30%

37,04%

10-15%

18,52%

Меньше или равно 0%

11,11%

Не дали ответа

11,11%

Эльдар Соколов, Sostav.ru