19.05.2011

Российский интернет-рынок стал вторым в Европе

Интернет-экономика России удвоится к 2015 году, считают эксперты

Интернет играет все большую роль в российской экономике, но преодолеть цифровой барьер нашей стране пока не удалось. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании The Boston Consulting Group, проведенном по заказу Google. Авторы пытаются определить характер и объем коммерческой деятельности, связанной с Интернетом, а также оценить влияние Интернета на экономику России. Ознакомиться с текстом можно по ссылке.

Многие частные пользователи и компании в России уже включены в интернет-экономику и активно используют сеть для решения различных задач. Однако наша страна не преодолела цифровой барьер (digital divide), который препятствует распространению Интернета и его более активному использованию.

По оценкам авторов, вклад Интернета в ВВП России составил 1,6% в 2009 году, или 19,3 миллиарда долларов. Если исключить нефтегазовую составляющую, то доля Интернета будет равняться 2,1% от ВВП. По этому показателю мы находимся на одном уровне с Италией (1,9%) или Испанией (2,2%), но значительно отстаем от Дании (5,8%) и Великобритании (7,2%). Вклад Интернета в экономику состоит из четырех компонентов: потребление населением, инвестиции, государственные затраты и чистый экспорт, говорится в документе.

Наибольший вклад в Интернет-экономику России вносят частные пользователи. Россияне потратили на веб-услуги 12,6 миллиарда долларов, из них 7,4 миллиарда приходятся на электронную коммерцию, и 5,1 миллиарда составляют затраты пользователей на непосредственный доступ к Интернету.

Инвестиции превышают 6 миллиардов долларов и составляют 30% от интернет-экономики. Наибольший вклад осуществляют телекоммуникационные компании. Инвестиции частных компаний более скромные – 4,4 миллиарда долларов, государственные затраты составляют 1,5 миллиарда. Высокий показатель инвестиций объясняется тем, что Россия все еще находится на начальном этапе развития Интернета и построения соответствующей инфраструктуры. Например, в Дании и Великобритании инвестиции телеком-операторов составляют менее 10% от ВВП Интернета.

Чистый экспорт находится в минусе, поскольку большую часть ИКТ-товаров и услуг Россия импортирует. Соотношение здесь – 6:1 в пользу импорта.

По количеству пользователей Россия является вторым по величине интернет-рынком в Европе, уступая лишь Германии. Постоянный доступ к Интернету имеют 38% домохозяйств. Впрочем, к широкополосному Интернету в 2010 году были подключены лишь 24 процента российских домохозяйств (в 2009 году – 20%).

Авторы отмечают: недавнее успешное IPO Mail.ru Group, а также инвестиции фонда DST Global в Facebook показывают, что отечественный интернет привлекает внимание глобальных инвесторов, а российские компании все более активны на мировом рынке.

Российская аудитория начинает осваивать широкие возможности, которые предоставляет сеть. Интернет только становится самостоятельным каналом продаж или способом автоматизации бизнес-процессов. Государство использует новые технологии для предоставления услуг населению, а также играет ключевую роль в формировании законодательной базы, определяющей правила игры в интернете, но и эта вовлеченность пока ограничена.

По оценкам компании, интернет-экономика России будет расти на 22% в год при базовом и на 30% при оптимистичном сценарии. По прогнозам, общие расходы населения будут расти на 12% в год, доля online-покупок – на 9%, и в 2015 году россиянин 7% покупок будет совершать через Интернет (сейчас – 4%). К этому времени Интернетом будут охвачены 54% домохозяйств, по прогнозам правительства – 75%.