04.06.2009

В Госдуму внесен проект национализации заводов в Пикалево

Кадр ПикалевоПосле позавчерашних событий на федеральной трассе А-114 в Ленинградской области депутаты Андрей Исаев и Михаил Тарасенко внесли в Госдуму законопроект о национализации трех расположенных в Пикалеве заводов, сообщает РИА Новости. Речь идет о ЗАО "Метахим" (владелец УК "Севзаппром"), ЗАО "Пикалевский цемент" ("Евроцемент груп") и ЗАО "Базэлцемент-Пикалево".

Депутаты оценивают суммарную компенсацию владельцам предприятий в 1,5 миллиарда рублей, пишет «Коммерсант». Около 424 миллионов рублей за завод "Пикалевский цемент", около 930,6 миллиона рублей за "Базэлцемент-Пикалево" и 143,7 миллиона рублей за ЗАО "Метахим". "Владельцы наносят урон экономической безопасности России, не предпринимают конкретных действий для возобновления производственной деятельности",- поясняют авторы законопроекта. В дальнейшем выкупленные предприятия могут быть переданы новому, эффективному собственнику, предполагают законотворцы.

В перспективе, если объединить эти заводы, потенциал производства цемента составляет около 4,5 миллиона тонн, таким образом их рыночная стоимость может составить около 450 миллионов долларов, оценивает «Коммерсанту»руководитель Ассоциации поставщиков и потребителей цемента Виктор Ковшевный. Однако сейчас, учитывая социальные проблемы и долги, стоимость трех заводов вряд ли больше 1,5 миллиарда рублей, считает Ковшевный.

Представители "Евроцемент груп" и "Метахима" выступили категорически против национализации. Инициатива единороссов является не более чем методом давления на компании, не желающие входить в СП, создание которого с октября прошлого года лоббирует «Базэл», предположил РБК daily анонимный контрагент «Базэлцемента». Газета напоминает, что компания Олега Дерипаски предлагала объединить все пикалевские заводы под единым менеджментом, но получила отказ. Сейчас речь идет только о создании СП с «Фосагро», поставляющем на ПГЗ нефелиновый концентрат. В любом случае «Базэлцемент» намерен восстановить работу предприятия в Пикалево в течение одного-двух месяцев - или путем достижения договоренностей между компаниями, или через национализацию.

Опрошенные РБК daily эксперты считают, что вероятность прохождения законопроекта о национализации практически равна нулю. Закон предусматривает национализацию только стратегически важных для страны предприятий, непосредственно обеспечивающих обороноспособность и безопасность государства, под их выкуп должны быть зарезервированы средства в федеральном бюджете. И главное - закон прямо говорит, что национализация имущества для удовлетворения потребностей регионов и муниципалитетов недопустима. Между тем опыт пикалевских манифестантов, перекрывших трассу на Вологду, уже взяли на заметку другие регионы, пишет РБК daily. Работники Байкальского ЦБК, начавшие бессрочную голодовку с требованиями погасить долги по зарплате и выплатить компенсацию уволенным, собираются провести массовый митинг протеста вблизи федеральной трассы М-53 и Транссибирской железнодорожной магистрали. А коллектив Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, над которым нависла угроза массового увольнения, заявил о готовности организовать многотысячные митинги.