31.03.2009

"Олимпиус Инферно": жестко пиарно


По данным "TNS Россия", фильм "Олимпиус Инферно", показанный Первым каналом 29 марта в прайм-тайм (но абсолютно без рекламы), посмотрела четверть московской аудитории. По показателям "Олимпиус Инферно" обошел все другие передачи, транслировавшиеся в это же время по другим каналам.

Рейтинг фильма составил 8,4, доля - 24,3% по Москве. Для сравнения, в праздничный день 8 марта фильм "Девчата" собрал в Москве рейтинг 8,1 и долю 30,3%, "Служебный роман" - рейтинг 7,4 и долю 24,2%, а "Любовь и голуби" - рейтинг 7 и долю 22,6%.

В чем причина такой популярности картины малоизвестного режиссера с малоизвестными актерами в главных ролях? Разумеется, в сюжете. Никогда прежде российское кино не реагировало на политическую злобу дня столь оперативно. Именно это обстоятельство гарантировало интерес зрителей, и оно же стало причиной всех огрехов фильма. Потому что работа над сценарием, похоже, шла по принципу "спи быстрей, твоя подушка нужна другому".

Своим творческим алгоритмом "Олимпиус Инферно" чем-то похож на "Самый лучший фильм" - там авторы чрезмерно полагались на раскрученность "Камеди клаба", здесь - на непревзойденную фактуру августовских теленовостей про Южную Осетию, которые спустя всего три месяца им пришлось художественно реконструировать.

"Олимпиус Инферно" - выдуманное латинское название несуществующей бабочки, поиски которой и привели главных героев фильма в южноосетинские горы. В интервью ресурсу osetinfo.ru режиссер Игорь Волошин заявил: "Нас заинтересовало понятие слова "Инферно". Это, с одной стороны, энергия боли, смерти, ненависти, которая возвращается к тому, кто ее породил, а с другой стороны - это самое дно ада, то, что находится во мраке. Мне понравилось, как кто-то из блогеров перевел название фильма, как "Олимпийский ад"... "Олимпиус Инферно" - это кино про дьявола. По сути, это кино о борьбе за правду для мира, который утонул во лжи".

Но до заявленных библейских страстей фильм явно не дотягивает. Не сумел Волошин поразить отзывчивого российского зрителя дном ада. Вот у Юрия Грымова в "Чужих" американцы подлы, веселы, и это обстоятельство зажигает в сердцах священный огонь. В "Инферно" они, конечно, тоже подлы, но как-то схематично, конспективно, по долгу службы, так сказать. Один журналист выдуманной корпорации SBC делает фальшивый репортаж, другой под финал не пускает в эфир запись, вокруг которой крутится весь сюжет фильма. Грузинские военные умеренно кровожадны: расстреливают бегущих людей на улицах Цхинвала, но мирно (вопреки реальной ситуации) выпускают машины через гуманитарный коридор. Осетины в подвале дома причитают, глядя, как их раненый мальчик истекает кровью, но за медикаментами в уазик "Скорой", оставленный во дворе, предоставляют мотаться под пулями главной героине. После реалистично, хоть и малобюджетно снятых уличных боев появляются несколько российских БТРов, которые, как лесник в анекдоте, всех разгоняют.

Главный герой с американской стороны настолько ошарашен телевизионной подставой с бабочками, что бросает невесту и возвращается в Россию, чтобы напечатлеть поцелуй своей боевой подруге. А сразу за этим на экране появляются дяденьки-телебоссы, которые договариваются: давай, мол, оставим девушку в живых, народ любит хэппи-энды. Так сказать, "основано на реальных событиях", которые, мол, были еще печальнее. Только для реалистичности нужно было хотя бы убрать из кадра развесистые абхазские пальмы и вспомнить, что в Южной Осетии нет железнодорожных мостов.
В общем, "Олимпиус Инферно" - прямая иллюстрация тезиса "войну начала Грузия". Беда в том, что в России это и так знают, в Грузии знать не хотят, а на Западе вряд ли заинтересуются. По крайней мере, в таком лобовом пересказе.



Сергей Васильев, Sostav.ru