27.10.2008

В ожидании государственного миллиарда АвтоВАЗ передумал продавать дилерскую сеть

В пятницу АвтоВАЗ сообщил, что отказался от идеи продажи дочернего дилерского холдинга ОАО "Лада-Сервис". Причиной послужила "достаточно неопределенная ситуация с продажами", пишет "Коммерсант".

В октябре АвтоВАЗ признал, что его складские запасы достигают 100 тысяч машин (сопоставимо с двухмесячным объемом продаж завода) и что у дилеров нет денег на выкуп автомобилей. В этой ситуации, уточняют собеседники газеты на АвтоВАЗе, "гораздо спокойнее иметь собственный канал сбыта, который будет гарантированно выкупать автомобили". "Лада-Сервис" объединяет 140 дилерских центров АвтоВАЗа по всей России, на сеть приходится 25% сбыта завода.

Кроме того, под собственную дилерскую сеть можно увереннее привлекать финансирование. Сейчас АвтоВАЗ ведет переговоры о выделении ему госфинансирования в объеме до 1 миллиарда долларов, для того чтобы фактически предоставить своим дилерам товарный кредит. В пятницу агентство "Интерфакс" сообщило, что завод предлагает государству выкупить его три облигационных займа на общую сумму 740 миллионов долларов - как обращающихся, так и готовящихся к выпуску. Это один из возможных механизмов кредитования завода.

Альтернатива выкупу облигаций - выделение АвтоВАЗу прямого кредита на 1 миллиард долларов. АвтоВАЗ не единственный автопроизводитель, обратившийся во Внешэкономбанк за госфинансированием. Заявку на получение 400 миллионов долларов также подала группа ГАЗ.

Михаил Лямин из Банка Москвы считает вариант с выкупом облигаций более быстрым и удобным для АвтоВАЗа и Внешэкономбанка. В частности, Внешэкономбанк мог бы перепродать облигации завода на рынке, рассуждает аналитик, или включить их в ломбардный список Центробанка (под бумаги, включенные в ломбардный список, банки могут перекредитовываться в ЦБ). В любом случае у завода не будет острой потребности в деньгах минимум до начала следующего года, поэтому продавать "Ладу-Сервис" прямо сейчас, на плохом рынке, неразумно.

Государство однажды уже спасло "АвтоВАЗ" от финансового краха, напоминают "Ведомости": в 1997 г. бывший руководитель тольяттинского автогиганта Владимир Каданников договорился с чиновниками о реструктуризации долга в 2,8 миллиарда рублей на 10 лет под залог контрольного пакета завода, а в 2001 г. государство отказалось от залоговых акций, которые в итоге были аннулированы. Но сейчас на господдержку могут рассчитывать и мировые автоконцерны: группа конгрессменов США направила письмо в минфин о необходимости предоставить на поддержку автопроизводителей часть из 700 миллиардов долларов, выделенных на поддержку финансового сектора, а автопроизводители Франции и Германии, по данным FT, могут претендовать на часть из 42 миллиарда евро, выделенных на стимулирование экономики.