На российском авторынке продолжается спад. По данным «Яндекс Карт», с января по сентябрь 2025 года количество автосалонов и шоурумов в стране сократилось на 9%, до 7284 точек. В отдельных городах-миллионниках падение достигло почти 30%, что отражает системные проблемы отрасли. Об этом пишет Forbes.
Крупнейшие рынки также просели: в Москве число автосалонов сократилось на 11%, до 706, а в Санкт-Петербурге — на 17,6%, до 365 точек. Самое сильное падение зафиксировано в Ростове-на-Дону, где закрылась почти треть дилерских площадок. Относительно стабильной оказалась ситуация лишь в Казани, Краснодаре и Уфе.
По словам президента ассоциации «РОАД» Алексея Подщеколдина, около трети дилеров сегодня находятся на грани закрытия. Причины — низкий спрос, высокие издержки и ошибки в построении дилерских сетей, особенно среди китайских брендов. В среднем региональный дилер продает лишь 220−250 машин в год, что делает бизнес убыточным.
Крупные игроки подтверждают негативную динамику. «Рольф» уже прекратил сотрудничество с рядом китайских марок и оптимизировал сеть, а «Автодом» сократил количество площадок премиальных брендов. В «Авилоне» признают, что продажи новых автомобилей в Москве и области перестали приносить прибыль, основным фактором остаются высокие ставки по кредитам.
Наиболее пострадавшими оказались китайские бренды: только во втором квартале 2025 года расторгнуто почти 380 контрактов с дилерами. Сети Kaiyi, Dongfeng, BAIC и других марок существенно сократились, тогда как глобальные бренды продолжают работать преимущественно через сервис и запчасти.
Эксперты сходятся во мнении, что рынок ждет дальнейшее сокращение. По прогнозу агентства «Автостат», в 2025 году в России будет продано не более 1,25−1,3 млн новых автомобилей, что на 20−30% меньше уровня прошлого года. Дилеры готовятся к продолжению оптимизации, а отрасль — к затяжному периоду падения.
Ранее исполнительный директор ООО «Чанъань Моторс Рус» (автобренд Changan) Александр Кулагин заявил, что для продажи автомобиля дистрибьюторы доплачивают почти 20% его стоимости. Эти средства идут на компенсацию ставок по кредитам и рассрочке, что позволяет клиентам покупать машины на условиях до 10% годовых.
