Средний чек за один поход в магазин у россиян уменьшился на 1,8% или 10 рублей, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на исследование холдинга «Ромир». Примерная сумма чека составила 546 рублей.
Как отмечает президент «Ромира» Андрей Милехин, снижение чека связано с сезонным фактором. Июль — это время дешевых овощей и фруктов. Кроме того, многие используют продукты собственных приусадебных участков.
Северо-Запад Сибири показал снижение на 3,2% - до 598 рублей, Урал и Сибирь — на 3,1%(до 559 и 462 рублей соответственно). В Приволжском округе средний чек сократился на 2,3% (до 496 рублей), в Центральном и Южном округах — на 1% (до 601 и до 574 рублей соответственно).
Единственный регион страны, который показал рост чека — это Дальний Восток (на 3,5%- до 650 рублей).
Евгения Рыбинская, директор по трейду и инновациям Unite :
Для июля такое снижение среднего чека вполне приемлемо, так как отклонение довольно небольшое и характерно для данного периода — так называемый летний фактор. Люди уезжают на дачи или на отдых и меньше посещают гипермаркеты и супермаркеты, предпочитая небольшие магазины, фермерские рынки и рынки выходного дня, особенно в крупных городах. А в небольших городах пользуются тем, что выращивается и продается в их регионах.
Стандартно также и то, что россияне как с низким, так и с высоким уровнем дохода продолжают экономить — эта тенденция сохраняется уже на протяжении двух лет. Наибольшим спросом пользуются товары в гипермаркетах и супермаркетах, которые идут со значительной скидкой или по акции 1+1.
Среди основных трендов в ритейле по итогам первой половины 2019 года можно определить следующие: ориентированность на потребителя и кастомизацию, развитие программ лояльности и развитие офлайн-сетей в e-commerce.
Леонид Зезин, эксперт по трейд и шоппер маркетингу агентства Seven :
Сезон отпусков оказывает безусловное влияние на покупательское поведение. В частности, типичная модель покупки в супер- и гипермаркетах — все ключевые продуктовые группы на нужды всего домохозяйства — может меняться на менее энергозатрантую схему — покупки для разового потребления в удобном месте. Летом людям просто не хочется напрягаться и они готовы побаловать себя отказом от длительного и утомительного шопинга в супермаркете в пользу традиционного ритейла.
Предполагаю, что к осени ситуация должна выровняться. Хотя общий тренд на смену покупательских моделей поведения никто не отменял: регулярная большая закупка в гипермаркете перестала восприниматься как средство экономии денег и времени. Люди стали выбирать более удобный формат магазинов у дома или совершать покупки онлайн.
Илья Громов, партнер e:mg по shopper-маркетингу, управляющий партнёр onegroup по shopper-маркетингу, ведущий эксперт shopper-маркетинг хаба Gotcha:
Тренд снижения расходов на еду и базовые товары присутствует на рынке шестой год подряд. Причины кроятся в падении доходов, новом кризисном витке, конкуренции сетей и брендов.
Сначала россияне перешли на «сберегательную модель», но с 2017 они стали тратить больше, но делать это более рационально. Они ищут скидки, а спонтанные покупки сменяется на более избирательные. Скидки в современном ритейле стали важнейшим инструментом стимуляции спроса, но в долгосрочной перспективе такая модель вредит и ритейлерам, и производителям, и самим покупателям. Соперничать с ней можно только одним способом — внедряя новые необычные механизмы коммуникации с потребителями.
Конъюнктура ритейла менялась и будет продолжать меняется, это коснется и осеннего периода. При продолжении использования скидочной экономики, в попытке выделиться из общей массы производители будут вынуждены все больше снижать цены, теряя не только прибыль, но и индивидуальность своего бренда.
Розничные магазины будут также заинтересованы в том, чтобы уйти от скидок и стимулировать покупательскую активность более прогрессивными методами. В переменах будут нуждаться и сами покупатели. Отсутствие у товаров каких-либо других параметров, кроме цены, дезориентирует человека, делает процесс выбора стрессовым. В таких условиях люди совершают много необдуманных, ненужных покупок, и не могут изменить свою покупательскую стратегию без помощи магазинов и брендов.
Решением сложившейся ситуации может выступить создание любого вида экспириенсов, которое позволит привлечь потребителей в магазины и обеспечить процесс взаимодействия, чтобы консьюмеры ушли домой не только с продуктами, но и с воспоминаниями.
Основные тренды развиваются в двух направлениях проморитейла: 1) диджитальные решения вокруг механик регистрации кодов в NCP; 2) более широкие подходы к вовлечению потребителя в ритейле, выходящие за рамки стандартного стимулирования аудитории через проморозыгрыш.
Большинство нестандартных и инновационных решений лежат на стыке следующих областей коммуникации с потребителем: диджитал технологий, промомеханик и упаковки.
Например, упаковка Coca-cola была использована в качестве медианосителя в кейсе Festival bottle. Бренд создал упаковку, которая трансформировалась в стильный фестивальный браслет и могла содержать в себе билет на сам фестиваль.
Ещё одна интересная механика — использование дополненной реальности как интерактивного взаимодействия с медианосителем. В Burger King разработали приложение с дополненной реальностью, которое при наведении на наружную рекламу конкурентов в буквальном смысле сжигает принт, а на его месте появляется реклама Burger King. В награду за это пользователь получает купон на воппер. Функционал «Отсканируй, чтобы получить N» становится повсеместным и уже известным для потребителя, и позволяет соединить диджитальную и физическую среду.
Андрей Иванов, исполнительный директор SocialCraft :
Вероятно падение среднего чека связано не только с сезонным снижением цен на плодоовощную продукцию (это ежегодный эффект), но и с тем, что накопления у населения заканчиваются (а у кого-то уже закончились) и наблюдается колоссальный рост потребительского кредитования. Потребитель начинает замещать некоторые продукты более дешевыми аналогами, что влияет на среднюю стоимость покупки. Мы замечаем такую динамику и у тех брендов, которые мы ведем. При этом совершенно очевидно, что в конце осени-зимой будет наблюдаться рост покупательской активности населения, чему способствует и фактор сезонности на некоторые продукты, и приближение праздников и покупка подарков.
Учитывая данные факторы, ритейлеры переходят «границы адекватности» и в погоне за покупателями проводят все больше и больше акций, предоставляют скидки, что в определенный момент начет давить на рентабельность торговой точки или даже целой сети. Этот подход давно проверен и показал свою результативность, хотя на наш взгляд это развращает покупателей и значительно давит на маркетинговые бюджеты (скидку для ТТ надо покрывать за счет какого-то бюджета).
Сергей Орешин, Аgency Director Impacto (входит в АДВ ):
Ключевым трендом можно смело назвать Data-driven решения и персонализацию. В ритейле уже представлены анализ данных и формирование на его основе «умных» предложений потребителю, что является важным источником роста для CRM программ. Помимо этого, розничные сети начали внедрять различные форматы магазинов в зависимости от расположения этих точек и демографии их окружения.
Набирают популярность активации собственных программ лояльности ритейлеров и их использование в качестве источника Big Data, а также активное тестирование click&collect. В эпоху цифровых технологий важно не бояться внедрять инновации, оптимизировать и автоматизировать процессы. За этим стоит будущее ритейла и основа для выстраивания отношений с потребителем.
Мы можем выделить две новые промомеханики.
Первая — рост количества промо за счет глубокой интеграции в экосистему ритейлера. Один из наиболее успешных и обсуждаемых сейчас в сообществе примеров: Lay's + «Пятерочка"+ Ольга Бузова. Совместная медиа-кампания, 2 специальных SKU и отсутствие как такового промо-предложения.
Вторая — активация франчайзинговых программ. Продолжает расти тенденция использования франчайзи, особенно с собирательным элементом в механике.